Патриотическая скука

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Было скучно. Это наверное, будет главное определение несостоявшегося Русского марша... Т.е. в каком-то смысле он, конечно, состоялся, но - было скучно, и этим все сказано. Впрочем, по порядку.

Интрига, которую удалось создать Поткину в связи с маршем, впечатляет, хотя заранее было понятно, что прошлогоднего успеха не будет. Это тогда, год назад сошлось все - и максимальная мобилизация, и полное отсутствие противодействия власти, и хорошая погода... Ждать даже повтора было глупо - и Белов нарывался на запрет.

Но шифроваться до последнего - это какой же кайф! Особенно подросткам, готовым играть в разведчиков, диверсантов и борцов. Помнится, РНЕ развалилось в том числе и потому, что Баркашов не смог предложить малолеткам такой вот увлекательной игры.

Пришлось играть и нам, разделяясь на группы, катаясь в метро и просачиваясь по поверхности... Мы шли по земле - от Кропоткинской. Но удивительная словоохотливость ОМОНовцев (они даже шутили, проверяя у нас документы), говорила о том, что "кина не будет".

У "Парка культуры" легкая толкотня возникла исключительно из-за ограниченности пространства. Вышедший из метро Рогозин заявил о том, что беспорядков не будет, и все присутствующие как-то стремительно двинулись на митинг Бабурина. Зрелище, надо сказать, было довольно диким. По тротуару двигалась скиновидная колонна человек в 200, а параллельно, по проезжей части, сопоставимая по численности толпа журналистов. С лозунгами не клеилось. "Слава России!" очень быстро надоела, а "Кондопога - город герой" не попадала в ритм шагавших. "Заводить" толпу пытался странный человек в черной шапке с кисточкой, в котором с трудом был опознан депутат Курьянович - все-таки лысина ему к лицу больше...

Митинг поражал своим занудством, малочисленностью и контингентом. К концу действа там было около тысячи человек, включая журналистов. Это максимум, из которого ДПНИ, со своей неизменной тягой к легко проверяемому вранью, сделало 7 тысяч. И скинов там была примерно половина. Остальное - типовой контингент национал-патриотических митингов середины 90-х - пенсионного возраста дядьки, отставные военные, полусумашедшие тетушки, выяснявшие со скинами, чем "русское православие" отличается от "православия вообще".

Скинам было откровенно тоскливо. Они слонялись по полупустому пространству и рассказывали друг другу о том, что "наш белый брат, мой сосед, был сегодня повязан ментами". Я не вру, они действительно называли друг друга "белыми братьями", и действительно, не картинным, а вполне механическим жестом здоровались друг с другом "по-нацистски" - прихватывая руку у локтя. Оживлялись только когда с трибуны доносилась все та же "Слава России". Тогда, несмотря на заклятья Бабурина, руки вскидывались в нацистском салюте.

Конечно, были забавные мелочи. Вот в середине митинга отключился микрофон. Белов начал командовать, чтобы через ограждение передали мегафоны, милиция не разрешала. Человек с мегафонами суетился и вопил: "Нам можно, мы же ДПНИ, организаторы!". На вопль среагировали мгновенно: "Какие вы организаторы, кто вы вообще такие?! Организаторы мы - "Народная воля"". Милиционеры с интересом наблюдали за патриотической конкуренцией.

Вот разговаривают два милиционера из оцепления:
- Знаешь, тут ведь сам Тесак...
- Да ну? А где?
- Ну вот задерживать будем - покажу...

В какой-то момент толпа начала скандировать "Слово Белову". Но это ж толпа... Поэтому получилось странно. Лично я подумала, что началось коллективное помешательство, поскольку кричать "Слава Белову" - уже слишком.

Кстати, слова Белову так и не дали. Он обиделся и слово отобрал. Схватил два мегафона, забрался на броневик..., то есть, пардон, грузовик - и, срывая голос, кричал что-то малопристойное. Я про себя отметила особенность акустики - связные предложения были практически не слышны, если не стоять недалеко и в той стороне, куда направлен мегафон, зато мат разносился по всему пространству митинга и далеко за его пределы. Так что на 15 суток он навыступал точно...

А потом как-то очень быстро перекрыли улицу и всех выходящих с митинга отправили к метро по улице Льва Толстого. Кто не знает, это задворки Бадаевского пивзавода. Прошли они с флагами и даже, говорят, нацистскими выкриками а, значит, марш все-таки состоялся. А то, что его, кроме ОМОНа, никто не видел, так он в конце концов, вполне может сойти и для внутреннего употребления.

Говорят, кого-то "свинтили" у метро. Мы не видели, потому что зашли погреться и в ресторанчике наблюдали, как охрана вежливо, но элегантно отваживала скинов. Они просили паспорт, потому что "как же мы без паспорта узнаем, можем ли мы вам выпивку продавать..." Скины паспорт предъявлять не хотели и уходили в холод...

"Патриотический день" продлился на Славянской площади, где было еще тоскливее, хотя и живописнее - все-таки хоругвеносцы невероятно колоритны. Впрочем было полное ощущение дежа вю, поскольку среди выступавших были все те же депутаты Бабурин и Курьянович, недозадержанный у "Проспекта Мира".

И вроде, каждый получил, чего желал, - журналисты тему для репортажа, Бабурин - самый массовый для своей организации митинг, Белов - скандал, скины - марш, депутаты - рекламу.

Но честное слово - как же было скучно!

Галина Кожевникова

Фоторепортажи Г.Кожевниковой о митингах:


- на Девичьем поле

- на Славянской площади

Ссылки на данную статью [3]