В течение мая 2009 года от расистских и неонацистски мотивированных нападений, по нашим данным на этот момент, пострадало не менее 22 человек, пятеро из которых погибли. Всего с начала 2009 года от подобных нападений погибло не менее 30 человек, не менее 117 получили различные ранения (за период января-мая 2008 года пострадало не менее 307 человек, 66 из которых погибли).
В мае инциденты были зафиксированы в Москве, Петербурге, Благовещенске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ставрополе. Всего же с начала года насильственные расистские ициденты произошли в 20 регионах России.
Большой резонанс вызвала публикация на одном из неонацистских сайтов заявления о готовности провести 5 мая 2009 года "день гнева", о котором затем сообщили основные российские СМИ.
В результате в этот день и накануне было зафиксировано не менее одного взрыва (торговая палатка в Москве) и трех поджогов отделений милиции и военкомата в Москве, Нижнем Новгороде и Чебоксарах соответственно. С большой долей вероятности можно говорить о том, что к ним действительно причастны ультраправые группировки. Остальные инциденты, произошелшие в этот день, за которые неонацисты взяли на себя ответственность, представляются нам либо криминальными, либо недостоверными, а их "присвоение" - очередным актом самопиара.
Активность вандалов, мотивированная нацистскими или ксенофобными идеологическими установками, после относительного затишья в апреле возобновилась. В мае нами было зафиксировано не менее 9 актов вандализма, в которых можно с большой долей уверенности говорить о мотиве ненависти. Это были антисемитские (4 эпизода) и неонацистки мотивированные акции (осквернение мемориалов Великой Отечественной войны и т.п. - 4 эпизода) и оскверенение мусульманского кладбища.
Всего же с начала года нами зафиксировано не менее 34 актов вандализма, мотив ненависти в которых почти не вызывает у нас сомнений. Причем впервые за многие годы акции против еврейских объектов (9 эпизодов) уступили "первенство" идеологическим акциям (массовое рисования неонацистских граффити и осквернение мемориалов ВОВ - всего 13 эпизодов). Третье место среди жертв ксенофобно мотивированных вандалов уверенно занимают объекты РПЦ (7 эпизодов).
В мае дважды пополнялся Федеральный список экстремистских материалов (13 и 20 мая). В него были включены пп. 368-374. Включение в список пп. 373 и 374 (сайт "Уфа губернская" и историческая книга про "Ваффен-СС") представляется нам сомнительным.
В мае было вынесено не менее трех приговоров за насильственные преступления, в которых был учтен мотив ненависти. В Москве двое подростков были осуждены за два расистских нападения, в Адыгее был осужден милиционер, напавший на армянскую семью, и в Ижевске - неонацист, избивший девушку-антифашистку. Показательно, что из четверых осужденных только адыгейский милиционер был осужден условно.
Всего же с начала года за насильственные преступления с учетом расистского мотива было вынесено не менее 11 приговоров против 28 человек (5 осуждены условно без дополнительных санкций).
За ксенофобную пропаганду в мае было вынесено два приговора. 28 мая 2009 года был признан виновным в возбужденни национальной ненависти и осужден на 1,5 года условно без каких-либо дополнительных санкций бывший (а на деле - реальный) лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов. Несмотря на то, что приговор фактически оставляет А.Белова безнаказанным, это один из немногих обвинительных приговоров в отношении ультраправых лидеров всероссийского масштаба. А на следующий день виновным в возбуждении ненависти был признан националистический активист Архангельска. Всего же с начала года за ксенофобную пропаганду было вынесено не менее 13 обвинительных приговоров против 17 человек (6 осуждены условно без дополнительных санкций).
Кроме того, в мае был вынесен один приговор за кладбищенский вандализм, в котором также был учтен мотив ненависти, - в Свердловской области за неоднократное осквернение могил был осужден сатанист.
В мае 2009 года Верховный суд России признал экстремистской международное религиозное объединение "Таблиги Джамаат". Запрет деятельности организации, который нам представляется неправомерным, в настояшее время пытаются обжаловать адвокаты правозащитной организации "Агора".
Неправомерными представляются нам и три предупреждения Роскомнадзора, вынесенные газетам "Красноярский рабочий", "Пермский обозреватель" и "Черновик". Для "Черновика" это уже второе предупреждение в течение года, что дает право инициировать процесс ликвидации этой дагестанской газеты (напомним, в настоящее время пятеро журналистов "Черновика" находятся под судом по обвинению, также на наш взгляд, неправомерному, в возбуждении ненависти).
Но наиболее скандальным "антиэкстремистским" действием мая, стало, пожалуй, внесение в Государственную Думу законопроекта "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (по вопросу установления уголовной ответственности за посягательство на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны)". Этот законопроект явно внесен в связи с созданием президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории. Вместе они представляют собой весьма спорную инициативу и мы присоединяемся к оценке ее, данной Обществом "Мемориал". Предлагаемая новая статья УК сформулирована очень неаккуратно, в частности, она криминализует любое утверждение преступлений, совершенных государствами антигитлеровской коалиции, и это в грубой форме ограничивает свободу исторического суждения (например, право назвать преступлениями расстрел в Катыни или ядерную бомбардировку Хиросимы).