Информационно-аналитический центр "СОВА" принял участие в ежегодной конференции ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве. 6 октября 2010 года наш сотрудник выступил на пленарном заседании сессии "Толерантность и недискриминация II". Мы публикуем представленные Центром рекомендации по предупреждению и борьбе с преступлениями на почве ненависти в регионе ОБСЕ.
Выступление на рабочей сессии 8 - ″Толерантность и недискриминация II″
Рекомендации по предупреждению и борьбе с преступлениями на почве ненависти в регионе ОБСЕ
Государствам:
1. Собирать и публиковать статистику не только по количеству заведенных уголовных дел и вынесенных приговоров, но и по количеству инцидентов, в которых первоначально заподозрен мотив ненависти (так как не каждый такой инцидент позже квалифицируется именно как преступление ненависти). Система такой первоначальной регистрации инцидентов должна быть введена в тех государствах, где ее нет. Необходимо учитывать при этом мнение жертвы и свидетелей.
1а. Сопоставлять официальную статистику со статистикой неправительственных организаций и сотрудничать с ними в этом вопросе.
2. Обеспечивать жертвам преступлений ненависти доступ к правосудию, к медицинской и психологической помощи вне зависимости от гражданства потерпевшего.
3. Представители власти должны представлять для общества положительную ролевую модель и последовательно осуждать любые проявления этнической и религиозной дискриминации и нетерпимости. В особенности это касается случаев, когда эти проявления допускаются самими представителями власти.
4. Государства должны активнее сотрудничать с Бюро по демократическим институтам и правам человека по этой теме.
4а. Странам-участникам, которые не включились в Программу для офицеров правоохранительных органов ОБСЕ (LEOP), сделать это. Сотрудники правоохранительных органов, работающие по этой тематике, должны проходить регулярные тренинги.
4б. Обратить внимание на разработанный БДИПЧ документ под названием ″Законодательство против преступлений на почве ненависти. Практическое руководство″. Оно содержит не прямые инструкции по написанию законов, но много точных замечаний по различным спорным вопросам в этой сфере.
5. Рассматривать преступления ненависти не как активность определенных радикальных группировок, а как покушение на фундаментальный принцип равноправия. Каждой стране необходимо создать (в случае отсутствия) общую стратегию противодействия дискриминации. Изменить правовые рамки и инструменты противодействия преступлениям ненависти: механизм противодействия должен быть встроен не в политические механизмы и тем более не в какое-то чрезвычайное законодательство, а антидискриминационную стратегию.
6. Разработать рамочное законодательство о дискриминации, которое позволило бы согласовать друг с другом те нормы, которые уже существуют в национальном законодательстве. В частности, предпочтительны механизмы гражданского, а не уголовного законодательства.
7. Реформировать законодательство, ограничивающее основные свободы с целью недопущения распространения нетерпимости: оно должно быть сформулировано четко и недвусмысленно. Ограничения свободы слова должны касаться преимущественно подстрекательства к насильственным действиям. Недопустимо усугублять ограничения свободы, уже предписанные конституциями стран, а для стран - членов Совета Европы – теми ограничениями, которые предписаны Европейской конвенцией.
Неправительственным организациям:
1. Правозащитным, религиозным организациям - поставить тему защиты жертв преступлений ненависти в свою повестку дня.
2. Благотворительным фондам - сделать тему защиты жертв преступлений ненависти одной из приоритетных.