30 мая 2011 года сайт Украинского Хельсинского союза по правам человека опубликовал выступление эксперта Центра "Сова" Наталии Юдиной на конференции ''Толерантность и ненависть онлайн: глобальный вызов'', организованной Институтом прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии (IHRPEX) и Международной сетью против ненависти в интернете (INACH).
Я работаю в информационно-аналитическом центре «СОВА». Сфера интересов нашего центра - проблемы национализма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества, политический радикализм, (не) укоренение либеральных ценностей и (не) соблюдение прав человека в нашей стране.Информационно-аналитический центр «СОВА», основанный в октябре 2002 года, ведет информационную и исследовательскую работу. У нас есть сайт, на котором мы публикуем результаты ежедневного мониторинга, наши доклады и выступления, другие материалы.
Центр «Сова» давно занимается проблемами пропаганды ненависти в интернете и регулярно отслеживает случаи такой пропаганды. Конечно, мы не ведем мониторинга всех проявлений расизма в сети, для этого не хватило и 100 таких центров, как наш. Нас интересуют преимущественно те формы пропаганды ненависти, которые прямо подстрекают к насилию или связаны с реальным применением насилия.
На некоторых из примеров активности неонацистов в интернете и их взаимосвязи с реальной практикой ультраправых я и хочу остановиться.
В российском сегменте интернета популярны видеоролики со сценами расистских нападений. – Действительно широкую популярность такому «жанру» придала деятельность группы "Формат-18", занимавшейся изготовлением и продажей видео со сценами истязаний наци-скинхедами бомжей и азиатов-гастарбайтеров. Несмотря на то, что основатель группы Максим Марцинкевич (по прозвищу «Тесак») в своем «Живом журнале» неоднократно утверждал, что регулярно нападает на инородцев и называл себя "убийцей таджиков", отсидел три с половиной года он не за это.
Мы не можем с уверенность говорить о том, что просмотр этих видеороликов вдохновил кого-то из членов наци-скинхедских группировок на совершение преступлений. Но это довольно вероятно, так как «Формат-18» не только сам снимал такие ролики, но и объявил конкурс на лучший ролик с денежными призами. Это вызвало заметный энтузиазм среди наци-скинхедской молодежи, сделало сам жанр действительно популярным, и, вероятно, способствовало совершению реальный преступлений ради удачного ролика. Большая часть сцен с нападениями на этих видео была постановочной и фальсифицировалась, однако на каких-то видео были запечатлены и реальные нападения и убийства.
Так, самый известный в России и в мире и один из самых шокирующих роликов, «Казнь таджика и дага» (сцена с отрезанием головы заживо в некоем лесу на фоне флага со свастикой) был первоначально объявлен сфабрикованным. Однако позже родственники пропавшего без вести летом 2007 г. жителя Дагестана Шамиля Удаманова опознали его на этом ролике. Вторая жертва не установлена до сих пор.
Помимо видеороликов в русском интернете распространены многочисленные тексты с «инструкциями по уличному террору». (Варианты названия - «Что и как. Пособие по уличному террору», «Пособие по террору»). В «инструкции» подробно рассказывается о том, как следует расправляться с "инородцами". Помимо этого объясняется, как правильно выследить жертву, как выбрать место, совершить нападение и маскироваться. Известно, что этим текстом активно пользуются праворадикальные группировки и совершают нападения согласно «пособию». Например, нападение 25 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге на 9-летнюю девочку-мулатку Лилиан Сиссоко было совершено именно по схеме, определенной в этой «инструкции».
Кроме того неонацисты активно используют и другие «инструкции», выложенные в интернете, такие как пособия по изготовлению взрывчатых веществ.
Зачастую ультраправые организации привлекают своих сторонников через интернет. Для подобной «вербовки» используется не только прямая неонацистская пропаганда, но и более креативные методы, такие как неонацистские интернет-игры.
Самым ярким примером таких игр стал интернет-проект «Большая Игра. Сломай Систему». Проект был придуман в октябре 2007 году членами праворадикальной сетевой организации «Северное братство» и был вполне откровенно направлен на провоцирование расистских деяний. Условия «игры» были размещены на ряде интернет сайтов (некоторые из них были закрыты после обращения к провайдерам в рамках проекта INACH, но до сих пор не все). Игра была устроена аналогично компьютерным играм - действия усложнялись от ступени к ступени: от простого рисования граффити по трафарету к угрозам физической расправы конкретным людям, и распространению видеозаписей убийств людей «неславянской внешности». Задания высоких уровней, включавшие насильственные действия, на сайте уже не публиковались. Мы знаем нескольких участников этого сетевого проекта, совершивших в рамках «игры» преступления разного рода – от подбрасывания муляжа бомбы под окна отдела ФСБ до прямых нападений на «кавказцев».
Этот проект, в конце концов, был признан экстремистским. Один из его авторов, Антон Мухин (по прозвищу «Флай»), был задержан и в марте 2011 года над ним начался суд. Другой - идейный вдохновитель «Северного братства» Петр Хомяков, рассорившийся, впрочем, с Флаем еще до ареста последнего, - сейчас скрылся в Украине от уголовного преследования (и даже просил в 2009 году политического убежища), и продолжает свою деятельность, особенно и не скрываясь.
В частности, он создал весьма ксенофобный сайт «Русский информационный портал Норд Фронт». В этом он сотрудничает с тоже сбежавшим в Украину от уголовного преследования лидером неонацистской организации «Партия Свободы» Юрием Беляевым, автором идеи объединения скин-группировок Петербурга в «Белый патруль».
На этом сайте можно, помимо обычных антисемитских и иных расистских материалов, можно увидеть, например, видеоролик, составленный из кадров недавнего российского фильма «Тарас Бульба» и с известной песней «Честь и кровь» главной русской наци-рок-группы «Коловрат», только спетой с другими куплетами по-украински и с заменой слов «русская гордость» на «казака гордость» в припеве.
Вообще, Украина становится прибежищем для русских праворадикалов. Например, российское следствие полагает, что здесь скрывается бывший член неонацистской группировки «Объединенные Бригады - 88» (ОБ-88) 28-летний Алексей Коршунов, подозреваемый в убийствах судьи Эдуарда Чувашова и антифашиста Ивана Хуторского.
Возвращаясь
к российским реалиям, надо сказать, что количество преступлений по
мотиву расовой и тому подобной ненависти в последние два года немного
снижается, особенно – количество убийств (у нас есть подробная
статистика). Это, безусловно, – заслуга полиции. Но размах пропаганды
такого насилия в интернете не снижается, и это, мы думаем, сказывается
на уровне расистского насилия. Сколько подстрекательских роликов было
выпущено в интернет после известных националистических беспорядков на
Манежной площади в Москве! Поэтому, мы думаем, деятельность INACH в
России по блокированию и удалению расистского подстрекательского
контента сейчас не менее актуальна, чем была два или пять лет назад.
Хотя
это и становится все сложнее. Ведь поддержку беспорядкам на Манежной
выразили отнюдь не только маргиналы. И не удалишь из сети явно
подстрекательский по сути ролик популярной рок-группы «Алиса» по мотивам
этих событий, как не изымешь эту песни из их концертов.