Министерство по национальной политике, печати и информации Чеченской
Республики занялось разработкой «Кодекса поведения молодежи» (другое название «Памятка поведения молодежи»). 3 января 2013 года агентство «Грозный-информ»
распространило посвященное этому заявление
Мурата Тагиева, министра Чеченской Республики по национальной политике, печати
и информации. Разработчики документа ставят целью «не допустить конфликтные ситуации в Чечне и за ее пределами». «Никто не вводит новых законов или
правил поведения, и тем более не навязывает их Кавказу и другим регионам
России. Речь больше идёт о рекомендательном характере»,
- отмечается в заявлении.
Примечательно, что днем ранее 2 января Альви Каримов, пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова, заявлял о том, что не видит необходимости в разработке какого-либо нового кодекса поведения кавказцев, выезжающих за пределы своих республик. «Министерство по делам национальностей и печати Чеченской республики
не брало на себя функции разработки кодекса для кавказцев. У
чеченцев есть свой этический кодекс, ему сотни лет и его знают все», - сообщил пресс-секретарь. Уточнив, что ведомство разрабатывает «памятки» для молодежи.
Отдельно министр Мурат Тагиев сообщил о привлечении к работе над кодексом представителей
русских радикальных националистов «в том числе и лидера общественного движения «Русские» – Дмитрия
Николаевича Дёмушкина, который часто бывает на Кавказе и принимает
активное участие в вопросах консолидации и гармонизации межнациональных
отношений в России»: «Во избежание однобокости и предвзятости указанной памятки мы пригласили в
качестве консультантов экспертной группы ряд представителей
национальных движений. Нам
крайне важно знать мнение лидеров русского патриотического движения – во избежание в будущем непонимания и недоверия».
Тем самым он косвенно подтвердил сказанные ранее слова
лидера движения «Русские», известного крайнего националиста и руководителя запрещенной
неонацистской организации «Славянский союз» (СС) Дмитрия Демушкина. Тот 1 января заявил СМИ, что его и других представителей русских
националистических организаций планируют привлечь к работе над «кодексом поведения для уроженцев Кавказа,
живущих вне мест традиционного расселения».
Это уже не первый случай легитимации неонацистов из «Славянского союза». Четыре года назад Правозащитный центр «Мемориал» и Информационно-аналитический центр «Сова» уже высказывались против подобных попыток сотрудничества властей или представителей общественных объединений с неонацистами в связи с инициативой посольства Кыргызстана.
Сотрудничество движения «Русские» с нынешним руководством Чеченской Республики имеет определенную историю. Представители «Русских» (Д. Демушкин, А. Белов, В. Максимов) в течение 2011–2012 годов несколько раз совершали поездки в Чечню по приглашению Рамзана Кадырова. После этого Демушкин публично восхищался методами руководства Чеченской Республикой, а Белов призывал возить туда российских губернаторов, чтобы те на опыте Чечни учились осваивать федеральные деньги. Очевидно, что произошло признание русских националистов и руководства Чеченской Республики друг друга в качестве «этнических вождей». Выиграли от этого именно русские националисты, они получили признание в качестве представителей русского народа, причем там, где меньше всего этого ожидали. Приглашение их министерством Чечни к разработке «кодекса поведения молодежи» – еще один шаг в этом направлении.
Безусловно, инструкции, разъясняющие правила поведения в общественных местах, составленные должным образом, могут быть полезными, и практический смысл их составления понятен. Однако непонятно, почему к разработке таких инструкций нужно привлекать именно членов радикальной националистической организации, которые не просто высказывали расистские взгляды, но и открыто оправдывали уличное насилие. Некоторые активисты движения «Русские» напрямую связаны с таким насилием. То есть к разработке документа по предотвращению столкновений уличных бойцов привлекаются покровители и единомышленники таких бойцов.
Вообще, выглядит очень подозрительной логика, по которой государственные органы Чеченской Республики выбирают себе в качестве партнера не государственные органы другого субъекта Российской Федерации или федеральную власть, а руководителей общественной организации с сомнительным статусом. Подобного рода сотрудничество недопустимо и создает опасный прецедент.