Директор центра "Сова" Александр Верховский выступил 19 сентября 2013 г. на слушаниях в Общественной палате.
Публикуем тезисы его выступления.
Обсуждая данные опросов, мы не должны идти на поводу у различных националистов. Данные опроса «Политеха» показывают, что большинство наших сограждан не поддались пока пропаганде националистов, но верно и то, что доля поддавшихся явно растет, серьезные опасения на будущее вызывают также бОльшая распространенность таких настроений в более молодых когортах и в столичных регионах. Мы не должны упустить время.
Что должно в этой ситуации делать государство? Оно не должно ограничиваться конфликтологическим подходом к этнически окрашенным проблемам. Конечно, люди вольны интерпретировать лезгинку или что-то еще как «межнациональный конфликт», но государство должно быть строго нейтрально и действовать строго по закону. Это банально, но именно это и необходимо.
Надо признать, что государство вступает в переговоры с «общинами» и идет на тому подобные маневры там, где оно не в силах применить закон. Таков, например, процесс примирения в Дагестане. Это ситуация религиозной войны, с которой надо как-то покончить и до законности там слишком далеко. В центральной России мы еще далеко не в этом положении. Исключением являются уже состоявшиеся беспорядки, как в Пугачеве: тогда надо восстановить порядок даже ценой некоторого небрежения законом, что и было сделано.
В иных случаях любые неформальные переговоры воспринимаются скорее как акт коррупции, чем как акт примирения.
У граждан много претензий, что государство устраняется от решения проблем. Но дело не только в «решении проблем», но и в видении этих проблем. Государство должно продемонстрировать и превратить в практическую норму то видение, которое основано на нашей Конституции.
Государство должно показать, что оно намерено всерьез взяться за это дело и защищать именно права граждан, а не те или иные групповые интересы. Конечно, проблемы нельзя быстро решить. Но можно провозгласить конкретные практические программы и выполнять их, отчитываясь перед обществом о принятых мерах и о результатах.
Предложу лишь несколько пунктов:
Государство должно всерьез подходить к пресечению нарушений закона, связанных с ксенофобными эмоциями и националистическими убеждениями. Вне зависимости от того, кто их допускает.
Хотя спрос с чиновников должен быть выше: рядовой гражданин может себе позволить быть ксенофобом, хотя это и неприлично, а чиновник за любую вольность в этом роде должен быть немедленно и громко уволен. Это следует прописать в законодательстве о госслужбе.
Насильственные преступления по мотиву ненависти должны систематически расследоваться. А для этого они должны всерьез первично регистрироваться, чего у нас нет. Метод решения – всего лишь изменение инструкций МВД.
Дискриминация в сферах работы и иных публичных отношений, а не только в распределении чиновничьих должностей (что волнует не столь многих), должна стать предметом серьезного регулирования. А у нас и антидискриминационного законодательства практически нет, есть только декларативные нормы. Поэтому нет и практики. Нет даже содержательной общественной дискуссии по этой теме.
Пропаганде националистов и бытовых расистов всех мастей надо противостоять в первую очередь на уровне полемики. Сейчас же этим занялась полиция: она не может быть в этом эффективна, зато силы отвлекаются от расследования насильственных преступлений. Чтобы это изжить, надо хотя бы изменить систему отчетности по преступлениям экстремистской направленности, так как сейчас правоохранительные органы отчитываются по ним всем сразу.
Впредь не должно быть кампаний «ловли мигрантов». Национал-популизм нельзя позволять властям ни в одном регионе. Более того, за это надо наказывать соответствующих чиновников. Хорошо было бы и прочим политикам воздержаться от национал-популизма, но пока мы видим только обратное.
Вред происходит именно от типичной «кампанейщины» в этом деле. Массово нарушает права самих трудовых мигрантов и других людей. Кампания явно подогревает ксенофобию. Она даже легитимирует крайние националистические группировки (см. например, недавние события в Санкт-Петербурге). И кампания никак не приближает решение тех системных проблем, которые есть в сфере миграции, а наоборот, отвлекает от их решения.