В 2014 году издательская инициатива Common Place выпустила книгу о преступлениях на почве ненависти, составленную Ильей Фальковским. Он публикует судебные материалы по делу неонацистской группы "НСО-Север". Это рассказы свидетелей и обвиняемых о нескольких жертвах смертельных нападений неонацистов.
Такая книга - подборка прямой или почти прямой речи участников и очевидцев событий - это, конечно, не просто рассказ о конкретных судьбах, это портрет нашего общества. Такую, только более значительную по объему работы, книгу когда-то создал Харуки Мураками. Его документальный роман "Подземка" о жертвах и исполнителях зариновой атаки в токийском метро в 1995 году - это именно портрет общества. Мураками не только рассказывает истории, но и сам рассуждает о причинах и последствиях произошедшего. Он выясняет, что многие японцы до теракта не только не придавали большого значения секте "Аум Синрикё", но больше того, сами признавали за собой способность автоматически выполнить приказ начальства, даже если бы это был приказ провести теракт, когда бы им логично обосновали его необходимость.
Сам опыт подобной книги в России очень важен, потому что еще совсем недавно преступления на почве ненависти были фактически не известны и их как бы и не было, потому что никому не приходило в голову их описывать как таковые. Затем о них заговорили, появилась статистика, проблема была признана и названа на государственном уровне.
Но только совсем недавно в нашей стране появилась идея, что центральной фигурой в таких преступлениях должна быть жертва. Не убийца, не полицейский, а внезапно и бессмысленно погибший или покалеченный человек. Пока эта идея защиты жертв (а к ним относятся не только сами пострадавшие, но и их близкие) не очень широко распространена у нас. А ведь сама природа этих преступлений требует особого отношения к ним тех, кто не принадлежит к так называемым "уязвимым группам". Благополучные представители большинства несут, безусловно, моральную ответственность за происходящее с меньшинствами и, как минимум, должны проявлять солидарность.
Необходимы горячие линии для сообщения о таких преступлениях, налаженная система медицинской, психологической и материальной помощи пострадавшим. К сожалению, пока в России нет ничего подобного, а первые попытки таких проектов предпринимались лишь в неправительственных организациях АДЦ "Мемориал" в Санкт-Петербурге и Комитете "Гражданское содействие" в Москве.
В книге Фальковского, к сожалению, не хватает справочной информации о самой организации "НСО-Север" и об их деле. В приложении автор приводит подробную историю одного из осужденных - Льва Молоткова, пишет об организации НСО, ее основателе Дмитрии Румянцеве, но в этом тексте, наполненном обширными цитатами из фигурантов дела, невозможно найти их полный список и сроки, к которым их приговорили.
Комментарий психолога Сергея Ениколопова, специалиста по криминальной агрессии и этнопсихологии, особенно учитывая специализацию этого ученого, мог бы быть более подробным. Сергей Николаевич делает интересное замечание о тяге к убийствам как об аддикции, о том, что превращение членов банды в серийных убийц - это нравственная патология, но в остальном его, безусловно, ценные рассуждения остаются в рамках интеллектуального любительства. Было бы весьма интересно получить от специалиста психологический портрет националиста-убийцы, услышать его комментарий о том, как подобные убийства влияют на "уязвимые группы", как можно помочь людям, которые пережили нападение сами или потеряли близких. Кроме того, есть и более мелкие вопросы к комментарию Ениколопова: в частности, рассуждая о причинах возникновения агрессивной ксенофобии, он пишет, что Розенберг был доктором философии и не мог найти места, так как все кафедры немецкой философии были заняты евреями. Возможно, он и пытался найти место на кафедре философии, я не специалист по биографиям членов НСДАП. Но точно известно, что у него был при этом диплом инженера. Также утверждение, что все кафедры заняли евреи, выглядит весьма предвзято. Тем более странным выглядит логическое продолжение, которое делает Ениколопов: "Здесь [в России] тоже люди сталкиваются с некой непреодолимой стеной", из чего следует, видимо, что евреи таки были непреодолимой стеной в Германии.
Еще одно замечание хотелось бы сделать в связи с комментарием социолога Дмитрия Полетаева. Как и комментарий психолога, комментарий социолога как нельзя более уместен в этой книге. Дмитрий Вячеславович, специалист по теме миграции, дает справку о миграционной истории России и Москвы, дает свое объяснение росту агрессии к "понаехавшим". Но именно от специалиста хотелось бы получить в этой книге и развенчание одного из весьма устойчивых мифов последнего времени, распространяемого как националистами, так и журналистами, политиками, чиновниками. Речь идет, конечно, о так называемой "этнической преступности". Статистика МВД четко показывает, что реальная доля преступлений, совершаемых приезжими, невелика и вполне согласуется с их процентной долей в общем числе жителей страны. Более того, часто любители спекулировать на этой теме (а к ним относятся и некоторые чины МВД) играют со статистикой, умалчивая, что речь идет не о тяжких преступлениях, а об общем числе правонарушений, львиную долю которых у приезжих из других стран составляют безобидные нарушения миграционного законодательства. Этой теме посвящена, например, статья Виктора Шнирельмана "СМИ, борьба с «этнической преступностью» и культурный расизм" в недавно выпущенной книге "Россия – не Украина: современные акценты национализма".
Несмотря на вышесказанное, книгу Фальковского все равно хочется рекомендовать. Особенно радует, что этот немного одинокий голос солидарности исходит из левой среды. Нет ничего более естественного для левых, чем громко выступать в поддержку дискриминируемых групп. Но до недавнего времени московская антифашистская среда проявляла видимую стороннему наблюдателю солидарность главным образом внутри своей собственной группы (надо признать, что поводов, к несчастью, было много - от Алексея Крылова до Станислава Маркелова). Кроме того, как кажется, книга выполняет миссию, сформулированную самим Ильей следующим образом: "Наверное, это наивно, но я все же надеюсь, что наше общество еще может проснуться - конечно, это произойдет не вдруг, впереди долгий путь. Мне хочется верить, что этот документальный коллаж внесет небольшую лепту, и после его прочтения одним, двумя - хотя бы несколькими черствыми людьми станет меньше".
Фальковский, Илья. Незаметные убийства [документальный коллаж]. - М.: Common Place, 2014. - 202 с.
Такая книга - подборка прямой или почти прямой речи участников и очевидцев событий - это, конечно, не просто рассказ о конкретных судьбах, это портрет нашего общества. Такую, только более значительную по объему работы, книгу когда-то создал Харуки Мураками. Его документальный роман "Подземка" о жертвах и исполнителях зариновой атаки в токийском метро в 1995 году - это именно портрет общества. Мураками не только рассказывает истории, но и сам рассуждает о причинах и последствиях произошедшего. Он выясняет, что многие японцы до теракта не только не придавали большого значения секте "Аум Синрикё", но больше того, сами признавали за собой способность автоматически выполнить приказ начальства, даже если бы это был приказ провести теракт, когда бы им логично обосновали его необходимость.
Сам опыт подобной книги в России очень важен, потому что еще совсем недавно преступления на почве ненависти были фактически не известны и их как бы и не было, потому что никому не приходило в голову их описывать как таковые. Затем о них заговорили, появилась статистика, проблема была признана и названа на государственном уровне.
Но только совсем недавно в нашей стране появилась идея, что центральной фигурой в таких преступлениях должна быть жертва. Не убийца, не полицейский, а внезапно и бессмысленно погибший или покалеченный человек. Пока эта идея защиты жертв (а к ним относятся не только сами пострадавшие, но и их близкие) не очень широко распространена у нас. А ведь сама природа этих преступлений требует особого отношения к ним тех, кто не принадлежит к так называемым "уязвимым группам". Благополучные представители большинства несут, безусловно, моральную ответственность за происходящее с меньшинствами и, как минимум, должны проявлять солидарность.
Необходимы горячие линии для сообщения о таких преступлениях, налаженная система медицинской, психологической и материальной помощи пострадавшим. К сожалению, пока в России нет ничего подобного, а первые попытки таких проектов предпринимались лишь в неправительственных организациях АДЦ "Мемориал" в Санкт-Петербурге и Комитете "Гражданское содействие" в Москве.
В книге Фальковского, к сожалению, не хватает справочной информации о самой организации "НСО-Север" и об их деле. В приложении автор приводит подробную историю одного из осужденных - Льва Молоткова, пишет об организации НСО, ее основателе Дмитрии Румянцеве, но в этом тексте, наполненном обширными цитатами из фигурантов дела, невозможно найти их полный список и сроки, к которым их приговорили.
Комментарий психолога Сергея Ениколопова, специалиста по криминальной агрессии и этнопсихологии, особенно учитывая специализацию этого ученого, мог бы быть более подробным. Сергей Николаевич делает интересное замечание о тяге к убийствам как об аддикции, о том, что превращение членов банды в серийных убийц - это нравственная патология, но в остальном его, безусловно, ценные рассуждения остаются в рамках интеллектуального любительства. Было бы весьма интересно получить от специалиста психологический портрет националиста-убийцы, услышать его комментарий о том, как подобные убийства влияют на "уязвимые группы", как можно помочь людям, которые пережили нападение сами или потеряли близких. Кроме того, есть и более мелкие вопросы к комментарию Ениколопова: в частности, рассуждая о причинах возникновения агрессивной ксенофобии, он пишет, что Розенберг был доктором философии и не мог найти места, так как все кафедры немецкой философии были заняты евреями. Возможно, он и пытался найти место на кафедре философии, я не специалист по биографиям членов НСДАП. Но точно известно, что у него был при этом диплом инженера. Также утверждение, что все кафедры заняли евреи, выглядит весьма предвзято. Тем более странным выглядит логическое продолжение, которое делает Ениколопов: "Здесь [в России] тоже люди сталкиваются с некой непреодолимой стеной", из чего следует, видимо, что евреи таки были непреодолимой стеной в Германии.
Еще одно замечание хотелось бы сделать в связи с комментарием социолога Дмитрия Полетаева. Как и комментарий психолога, комментарий социолога как нельзя более уместен в этой книге. Дмитрий Вячеславович, специалист по теме миграции, дает справку о миграционной истории России и Москвы, дает свое объяснение росту агрессии к "понаехавшим". Но именно от специалиста хотелось бы получить в этой книге и развенчание одного из весьма устойчивых мифов последнего времени, распространяемого как националистами, так и журналистами, политиками, чиновниками. Речь идет, конечно, о так называемой "этнической преступности". Статистика МВД четко показывает, что реальная доля преступлений, совершаемых приезжими, невелика и вполне согласуется с их процентной долей в общем числе жителей страны. Более того, часто любители спекулировать на этой теме (а к ним относятся и некоторые чины МВД) играют со статистикой, умалчивая, что речь идет не о тяжких преступлениях, а об общем числе правонарушений, львиную долю которых у приезжих из других стран составляют безобидные нарушения миграционного законодательства. Этой теме посвящена, например, статья Виктора Шнирельмана "СМИ, борьба с «этнической преступностью» и культурный расизм" в недавно выпущенной книге "Россия – не Украина: современные акценты национализма".
Несмотря на вышесказанное, книгу Фальковского все равно хочется рекомендовать. Особенно радует, что этот немного одинокий голос солидарности исходит из левой среды. Нет ничего более естественного для левых, чем громко выступать в поддержку дискриминируемых групп. Но до недавнего времени московская антифашистская среда проявляла видимую стороннему наблюдателю солидарность главным образом внутри своей собственной группы (надо признать, что поводов, к несчастью, было много - от Алексея Крылова до Станислава Маркелова). Кроме того, как кажется, книга выполняет миссию, сформулированную самим Ильей следующим образом: "Наверное, это наивно, но я все же надеюсь, что наше общество еще может проснуться - конечно, это произойдет не вдруг, впереди долгий путь. Мне хочется верить, что этот документальный коллаж внесет небольшую лепту, и после его прочтения одним, двумя - хотя бы несколькими черствыми людьми станет меньше".
Фальковский, Илья. Незаметные убийства [документальный коллаж]. - М.: Common Place, 2014. - 202 с.