DW: Как восприняли российские националисты события на Украине - присоединение Крыма, вооруженный конфликт в Донбассе, и то, что эти события преподносятся под лозунгами так называемой "русской весны"?
Александр Верховский: Большинство русских националистов полностью приветствовали события на Майдане, поскольку рассматривали их как позитивный пример, как они говорили, антиолигархической революции. Они рассматривали Майдан также как националистическую революцию, поскольку, как и российская пропаганда, сильно переоценивали роль "Правого сектора" в тех событиях.
Но когда началась операция по присоединению Крыма, произошло разделение российского ультраправого движения. Некоторые радикальные националисты выступили против "русской весны". У них есть разные теории на этот счет, но в основном, такая их позиция обусловлена тем, что они считают, что русские и украинцы - это один народ, а путинское правительство - это антирусское правительство. С началом войны в Донбассе разделение это сохранилось с небольшими вариациями.- В докладе указывается, что с началом украинского кризиса официальная риторика российских властей и государственных СМИ стала во многом перекликаться с риторикой националистов - взять те же термины "русская весна" или "русский мир". Что это означает для ультраправых сил в России?
- В основном это создает для них дополнительные сложности. У них и так было не очень много сторонников, а сейчас их стало еще меньше. Те националисты, которые против "русской весны", вообще оказались в маргинальном положении - еще более маргинальном, чем раньше. А те, кто за, говорят практически все то же самое, что говорит наше телевидение, поэтому они просто потеряли свой голос.
- Авторы доклада говорят о том, что "в 2014 году мы столкнулись с новым видом политического насилия со стороны праворадикально настроенных граждан: речь идет о нападениях на тех, кого они сочли "национал-предателями" или "пятой колонной". Можно ли в этой связи говорить об инструментализации государством праворадикальных сил с целью подавления оппозиции?
- Праворадикалы в традиционном смысле - то есть, те, кто к ним относился и до крымских событий, свои поведенческие схемы не изменили. Насилие против политических противников - это в основном дело рук новых националистических активистов, прокремлевских. Действительно новый феномен состоит в том, что люди, провозглашающие националистические идеи, одновременно ориентируются на Кремль и нередко безнаказанно совершают нападения. Иногда, конечно, наказание следует, но в целом нам кажется, что происходит постепенная "ползучая" легитимация политического насилия.
- Традиционная для российских праворадикалов антиммигрантская тема поблекла на фоне украинских событий. Ожидаете ли вы, что это будет иметь долговременный эффект и изменит ориентиры праворадикального движения? Или же как только конфликт вокруг Украины немного утихнет, неприятие по отношению к мигрантам снова станет центральной темой националистов?
- Скорее, второе. Для националистов эта тема никуда не делась. Просто сейчас вся политика в России так или иначе имеет отношение к украинским событиям. Но их собственная тема - в первую очередь, конечно, мигранты, поэтому никуда они от этого не уйдут. То, что мы в прошедшем году наблюдали меньше физических нападений на улицах, объясняется, скорее всего, тем, что очень многие потенциальные преступники уехали воевать на Украину.
- В докладе отмечается, что "среди россиян, воюющих на Украине, ультраправые составляют далеко не самую большую долю". Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность того, что люди, не относящиеся к праворадикалам и воюющие в Донбассе, по возвращении вольются в ряды националистов?
- Мне кажется, что это довольно серьезная угроза. Разумеется, не все станут националистами. Там воюют очень разные люди с различными взглядами. Но, конечно, за время нахождения в Донбассе люди познакомятся с новыми для себя идеями, новыми группами, что отразится на их последующей деятельности.
- Чем опасны "возвращенцы" из Донбасса и для кого они представляют самую большую угрозу - для властей, для оппозиции, для мигрантов?
- Опасны они тем, что вернутся люди, настроенные по-боевому - что естественно, так как они возвращаются с войны. Они вольются в ряды каких-то политических течений, скорее всего, радикальных. Один раз мы уже наблюдали нечто похожее - так было в начале девяностых.
В целом, это грозит опасностью всем. Для мигрантов это угроза, потому что вернутся люди, которые на них нападают, и нападения снова умножатся. Для государства опасность в том, что с возвращением этих людей явно будет гораздо более нестабильная ситуация. Само собой, для оппозиции это тоже будет представлять угрозу, потому что я думаю, что насилие по отношению к политическим противникам станет более распространенным. Всем будет хуже. И главное, что с этим ничего нельзя сделать. Можно пытаться минимизировать этот ущерб, но нельзя его совсем упразднить, потому что это российские граждане, и они рано или поздно вернутся.