Расизм и ксенофобия. Итоги февраля 2018

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

В феврале 2018 года от ксенофобного насилия пострадало не менее 2 человека в Санкт-Петербурге и Калуге, из них один погиб. Всего с начала года, по нашим данным, от расистского насилия погибли 2 человека и были ранены или избиты 3 человека в четырех регионах страны.

В феврале известен только один акт идеологического вандализма: в Новокузнецке вандалы, желавшие оскорбить евреев, испортили памятник русско-армянской дружбе. Всего с начала 2017 года мы знаем о трех случаях идейно мотивированных атак на имущество в Санкт-Петербурге, Архангельской и Кемеровской областях.

Участие праворадикалов в публичных акциях было малозаметно. Можно отметить лишь посещение некоторыми группами марша памяти Бориса Немцова 25 февраля в Москве. В акции участвовали около 40 человек из Комитета «Нация и свобода», движения «Черный блок», Национал-революционного авангарда и Ассоциации народного сопротивления.   За этой колонной шла еще одна группа националистов называющих себя «националистической колонной». Туда вошли около 30 активистов Партии националистов, Молодежного объединения националистов (МОН) и Русской правозащитной лиги. Колонной руководил секретарь «Партии националистов» Илья Сотников. Перед началом шествия полицейские не пропустили на акцию флаги с кельтскими крестами, изъяли у активистов «Черного блока» баннер «Русский, Проснись! Русский, Борись!», а также задержали лидера Владимира Ратникова. В результате все группы националистов не несли ксенофобных лозунгов, ограничиваясь общеоппозиционными.

 

В феврале нам известен только один обвинительный приговор по делу о расистском насилии в Кемеровской области. Всего в 2018 году нам известно о двух приговорах против трех человек, вынесенных за насильственные ксенофобные преступления: в Санкт-Петербурге и Кемеровской области.

За идеологически мотивированное покушение на собственность в феврале был вынесен один приговор. И это единственный из известных нам таких приговоров, вынесенный в 2018 году. В Татарстане Антон Ушачев был осужден за нанесение оскорбительных надписей на заборе у Боровецкой церкви Свято-Вознесенского архиерейского подворья и у родника. Стоит отметить и приговор, вынесенный за вандализм (но без мотива ненависти) в Екатеринбурге активисту «Другой России» Игорю Щуке за попытку поджечь памятник Б.Ельцину. 

За ксенофобные высказывания в феврале было вынесено не менее 16 приговоров. В этих процессах было осуждено 16 человек в 13 регионах страны. Среди осужденных в феврале оказалась сторонница партии «Воля» из Ульяновска Александра Макарова (Кукушкина), получившая условный срок за распространение листовки «Обращение к военнослужащим российской армии», и сторонник движения «Артподготовка» из Томска, также получивший условный срок за призывы в соцсети «выйти на революцию 5 ноября». Всего с начала года за ксенофобные высказывания было вынесено не менее 34 приговоров, в которых было осуждено 34 человека в 23 регионах страны.

В феврале Федеральный список экстремистских материалов обновлялся три раза (7, 11 и 22 февраля). В него были добавлены пп. 4350 - 4388. Список пополнили разного рода мусульманские материалы, в том числе очередные номера журнала «Аль-Ваъй», ультраправые изображения и аудиозаписи (например, песни группы «Хук справа»), а также статья Кирилла Александрова «Бандера и бандеровцы. Кем они были на самом деле» из «Новой газеты», признанная экстремистской явно неправомерно.