Проблема преступлений на почве ненависти: выступление эксперта центра «Сова» в Варшаве

В сентябре 2019 года в Варшаве прошла ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению (HDIM). 25 сентября 2019 года эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Мария Мурадова выступила с докладом на рабочей сессии «Выполнение государствами-участниками своих обязательств по борьбе с преступлениями на почве ненависти и соответствующая роль межправительственных организаций». Публикуем полный текст выступления.​

Уважаемая госпожа модератор, уважаемые участники конференции!

Моя страна, Россия, объединяет преступления ненависти и возбуждение ненависти в одну категорию — преступлений экстремистской направленности. На сегодняшний день критике чаще  подвергается законодательство, ограничивающее свободу слова, а работа по противодействию ксенофобному насилию, напротив, оценивается как эффективная. Действительно, политика подавления групп, ориентированных на расистское насилие, оказалась успешной, и количество преступлений ненависти в России снижается с каждым годом.

Однако правый радикализм адаптируется к новым, более сложным для него условиям существования, и по-прежнему остается серьезной проблемой для гражданского общества. Ультраправые и человеконенавистнические группы, нападавшие раньше преимущественно на видимые этнические меньшинства, частично направляют свою агрессию на бездомных людей и представителей ЛГБТ-сообщества. 

Проблему насилия в отношении бездомных и ЛГБТ усугубляет то, что уровень нетерпимости в российском обществе по отношению к этим людям невероятно высок. Каждое конкретное нападение или убийство не вызывает широкого общественного резонанса и, к сожалению, зачастую не классифицируется как преступление ненависти правоохранительными органами. 

Складывается впечатление, что во многих, если не в большинстве тех дел, где мотив ненависти все же был расследован, это произошло не по инициативе местных подразделений полиции, а только в силу вмешательства специализированных антиэкстремистских подразделений, которые наблюдают за подозрительными группировками. Но этот метод явно недостаточен. Мы считаем необходимым регистрацию подозрения на мотив ненависти уже на самом раннем этапе расследования.

Отдельную проблему представляют активность представителей националистических, но лояльных властям групп, нападающих на тех, кого считают «пятой колонной» и «предателями родины». 

Мы полагаем, что необходимо обобщить и распространить на уровне ОБСЕ опыт комплексного противодействия группам, практикующим расистское и иное идеологически мотивированное насилие, – от расследования отдельных преступлений до выявления и разрушения инфраструктуры этих групп, изоляции источников финансирования, выявления организаторов и координаторов насильственных акций. Можно провести международный экспертный семинар на эту тему, которая затрагивает одновременно и человеческое измерение, и безопасность.


Наши рекомендации

Для ОБСЕ

1. Обобщить и распространить опыт комплексного противодействия группам, практикующим расистское насилие – от расследования отдельных преступлений до выявления и разрушения инфраструктуры этих групп: изоляции источников финансирования, выявления организаторов и координаторов насильственных акций и т.д. При необходимости – провести международный экспертный семинар на эту тему.

2. Организовать серию семинаров для сотрудников правоохранительных органов разных стран, посвященный обобщению удачного опыта сбора информации и статистического учета преступлений ненависти.

3. Основываясь на имеющемся опыте сравнительного анализа законодательства стран-участников в сфере противодействия преступлениям ненависти, провести сравнительный анализ более широкого круга национальных законов в сфере противодействия интолерантности, касающихся возбуждения ненависти, дискриминации, деятельности соответствующих группировок.

4. Дополнить сравнительный анализ законодательств сравнительным анализом правоприменения в странах ОБСЕ, в первую очередь – в сферах противодействия преступлениям ненависти и возбуждению ненависти.


Для государств – участников ОБСЕ

1. Изменить систему учета преступлений так, чтобы подозрение на мотив ненависти могло быть зафиксировано на любом этапе, включая самый ранний – этап регистрации преступления. Расследование преступлений ненависти идет эффективнее в специализированных полицейских подразделениях, но оно должно вестись также и в обычных подразделениях полиции.

2. Публиковать статистику по преступлениям ненависти, выделяя разные их виды, регионы, количество пострадавших. Официальная статистика должна основываться и на судебных решениях (как по доказанным случаям, так и по недоказанным), и на количестве заведенных уголовных дел.

3. Активнее использовать информацию неправительственных организаций, занимающихся систематическим мониторингом активности расистских групп, а также консультироваться с НПО по проблемам правоприменительной практики. Несмотря на разногласия методологического и политического характера, такое сотрудничество может быть очень продуктивным.

4. Принимать заявления от потерпевших от, предположительно, преступлений ненависти также при посредничестве таких НПО и специализированных государственных органов, занимающихся проблематикой дискриминации.

5. Настроить законодательную рамку, охватывающую преступления ненависти и связанную с ними деятельность, включая публичное подстрекательство, организационную деятельность, финансирование и т.д. Законодательство должно фокусировать усилия правоохранительных органов на преследовании в первую очередь наиболее опасных преступлений против личности. Тому же должны способствовать правила и инструкции, принимаемые внутри этих органов.

6. Оценить национальные законы о возбуждении ненависти и практику их применения в свете Рабатского плана действий, одобренного Советом по правам человека ООН в 2013 году.

7. Следует принимать и развивать комплексное антидискриминационное законодательство или ряд отдельных актов, содержащих эффективные правила и процедуры доказывания дискриминации.

8. Государственные служащие не должны иметь права выражать публично не только нетерпимость, но и неуважение к любым меньшинствам. Законодательство о государственной службе должно предполагать эффективные дисциплинарные санкции за такие действия. И эти наказания должны предаваться гласности.