В марте 2020 года Центру «Сова» стало известно как минимум о четырех пострадавших от мотивированных ненавистью нападений в Москве и Санкт-Петербурге. Всего с начала года по нашим данным в результате насилия, мотивированного национальной или идеологической ненавистью, пострадало не менее 10 человек в Москве и Санкт-Петербурге. Еще три человека получили серьезные угрозы убийством.
В марте нам стало известно об одном случае осквернения православного храма: 29-летний житель Воронежа нарисовал свастику на надгробиях рядом с храмом пророка Самуила на улице Карла Маркса. Всего с начала года мы знаем три случая ксенофобно-мотивированного вандализма.
Вспышка короновируса вызвала в социальных сетях многочисленные оскорбительные и расистские комментарии в адрес китайцев и жителей других стран Азии. Однако, к счастью, до прямых нападений дело не доходило, все ограничивалось словесными оскорблениями.
Русские националисты также не обошли вниманием тему эпидемии. Комитет «Нация и свобода» (КНС) обвинил в распространении «китайской заразы» политику Владимира Путина и еще в январе выпустил воззвание с требованием закрыть границу с Китаем. КНС развернул в социальных сетях антимигрантскую компанию, виня во всем «толерантность интернационалистов-плутократов», которые «предпочли растоптать гражданские свободы собственного населения, чем обидеть несколько мигрантов из Азии».
Национал-консервативное движение (НКД), наоборот, поддержало карантин и призывало всех православных людей его соблюдать и молиться. Также НКД требует от правительства запрета продажи алкоголя во время карантина.
Национал-демократическая партия (НДП) достаточно позитивно отнеслась к призыву Владимира Путина оставаться дома без введения карантина, однако, когда был введен принудительный режим изоляции для всех граждан, НДП его резко осудила.
«Великая Россия» сочла, что коронавирус – глобальная провокация, которую организовал Китай, а в России использовал Путин.
Русское имперское движение (РИД) заявило, что вирус понадобился Китаю, чтобы «постепенное охладить перегретую экономику». Еще РИД выступил против закрытия церквей.
Лидеры же «Третьей альтернативы», напротив, называют истерику вокруг вируса сильно преувеличенной, а сам коронавирус не более опасным, чем сезонный грипп.
Пользу в коронавирусе обнаружили только лидеры Молодежного авангарда русских социалистов (МАРС), которые сочли, что «пандемия вскрыла гнойник этого мира» мегаполисов и глобального капитализма и стало очевидно, что ключ к спасению - национальная идентичность и коллективизм.
17 марта в Москве на Суворовской площади прошла акция против поправок в Конституцию, которую проводила коалиция «Единый оргкомитет». В эту коалицию, помимо коммунистов и социалистов, входят Постоянно действующее совещание национально-патриотических сил России (ПДС НПСР) и связанные с ним группы. Участвовали также «Третья Альтернатива» («Правый Блок») и Союз русского народа. Митинг не был согласован, поэтому около 50 активистов собрались на Суворовской площади с флагами, но без звукоусиливающей аппаратуры.
Националисты участвовали в протестах против конституционной реформы и вместе с либералами: по крайней мере, одна активистка КНС приняла участие в ежедневных пикетах в Москве против поправок в Конституцию и обнуления сроков Путина. Такие же пикеты в Сыктывкаре проводила коалиция «Собрание общественности Республики Коми», которой фактически руководит экс-лидер организации «Рубеж Севера» Алексей Колегов.
А вот в Севастополе движение «Севастопольская инициатива» Всеволода Радченко провела 1 марта пикет в поддержку «русских поправок» (т.е. поправок в конституцию).
За март нам неизвестны приговоры, вынесенные за преступления ненависти. Всего в 2020 году Центру «Сова» известно об одном приговоре за расистское насилие, в котором был учтен мотив ненависти, в Санкт-Петербурге, и ни об одном за вандализм.
За ксенофобные высказывания в марте было вынесено 7 приговоров против 10 человек в 7 регионах страны. Два приговора были вынесены по ст. 205.2 УК (оправдание терроризма) – за призывы присоединиться к террористической организации «Джебхат фатх аш-Шам» (заключенному колонии), и за пропаганду деятельности запрещенного «Исламского государства» (ИГИЛ).
Остальные восемь человек были осуждены по ст.280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Эти приговоры были вынесены:
- членам неонацистского сообщества Vesna Crew из Томской области за публикацию видеороликов с демонстрацией собственных «актов вандализма в отношении имущества лиц неславянской внешности», а также нападений на «указанных лиц и представителей определенных социальных групп, в том числе с применением в качестве оружия подручных средств»;
- жителю Смоленской области за публикации ксенофобных видеороликов с призывами к насилию над «неславянами»;
- заключенному колонии за публикации во «ВКонтакте» постов с призывами нападать на «неславян» и реперов;
- «гражданину СССР» (т.е. члену сообщества людей, отрицающих распад Советского Союза и настаивающих на необходимости исполнения советских законов), опубликовавшему «указ» с призывом объединяться всем, кто является сторонником воссоздания СССР и РСФСР, «в том числе и с применением насильственных методов, вплоть до расстрела»;
- осужденному колонии за демонстрацию видеороликов с пропагандой радикального ислама.
К сожалению, во всех этих случаях мы не видели инкриминируемых материалов, поэтому не можем точно судить о правомерности приговоров.
Всего с начала года за расистскую и иную агитацию было вынесено не менее 11 приговоров, в которых было осуждено 14 человек в 10 регионах страны.
Федеральный список экстремистских материалов в феврале обновился два раза (10 и 23 марта), в него были добавлены пп. 5010–5017 – три антисемитские публикации (две статьи и книга), видеоролики с речами лидеров Третьего Рейха на немецком языке и видеоролик с участием бойца из украинского батальона «Торнадо», называющего себя «моджахедом».
Не менее четырех человек были наказаны по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение национальной ненависти), соответствующей по составу ч.1 ст. 282 УК. Все они были оштрафованы за публикацию в социальных сетях ксенофобных высказываний, направленных против уроженцев Средней Азии, русских и китайцев (в связи с коронавирусом).
Семь человек были оштрафованы в феврале по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение запрещенных материалов), в том числе за републикации в соцсетях песен с характерными названиями «Русский медведь. Смерть чуркам» и «Моя Борьба».
Девять человек были наказаны по ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики и символики запрещенных организаций). Один из них, заключенный колонии, демонстрировал свои татуировки с символикой войск СС. Остальные публиковали изображения свастики, государственного флага Третьего рейха, символики III танковой дивизии СС «Мертвая голова» и другую нацистскую символику в социальных сетях.
Данные об уголовных и административных делах мы приводим
без учета решений судов, которые считаем явно неправомерными. Наши данные,
особенно применительно к КоАП, существенно неполны.