Русский национализм и ксенофобия. Итоги сентября 2021 года

В сентябре 2021 года, по данным центра «Сова», от идейно мотивированного насилия пострадало семь человек в Москве, Белгородской и Калужской областях. Из них один человек, уроженец Таджикистана, погиб в Старом Осколе.

Всего с начала года нам известно о 59 пострадавших от идейного насилия, трое из которых погибли, а также о шести угрозах убийством.

Центр «Сова» вновь получил на свой электронный адрес ссылки на видеоролики со сценами нападений на бездомных с подписью «М.К.У.» Однако, как и в прошлом месяце, понять, когда и где произошли эти нападения, невозможно.

Громким событием месяца стали события в поселке Бужаниново в Сергиево-Посадском районе Московской области, где после убийства пенсионерки прошел сход жителей у общежития мигрантов с требованиями выселить их из общежития и вообще из поселка. Столкновений не произошло, ультраправые в Бужаниново замечены не были. Мигранты, живущие в общежитии, были отселены на охраняемую территорию распоряжением местных властей.

«Мужское государство» Владислава Позднякова в сентябре продолжало давить на сеть ресторанов «Тануки», а также нашло новую цель – компанию по доставке еды «Тандыр Барнаул», в рекламе которой использовались фото с участием темнокожих мужчин. Поздняков и его соратники сначала угрожали заведению в мессенджерах, а 27 сентября начали делать заказы без предоплаты с последующим отказом от заказа, если его приносит «не негр». «Тандыр» удалил фото с темнокожими, однако «Мужское государство» осталось недовольно, т.к. не были принесены извинения «перед Русской нацией за навязывание чуждой нам повестки». Травля прекратилась, когда компания написала у себя в Instagram извинения.

Провластные националисты продолжали нападки на представителей оппозиции. 2 сентября 2021 года в день 80-летия известного правозащитника Льва Пономарева они нанесли оскорбительные надписи на дверь его офиса и пол подъезда дома, где живет правозащитник, а также наклеили рядом с его квартирой оскорбительную листовку, назвав Пономарева «защитником террористов». На празднование юбилея в кофе МАРТ пришли активисты Национально-освободительного движения (НОД), но охрана не пустила их в зал.

В первую годовщину гибели неонациста Максима (Тесака) Марцинкевича 16 сентября 2021 года в нескольких городах прошли акции его памяти.

В Москве было большое паломничество на могилу Тесака на Кунцевском кладбище. В Санкт-Петербурге, у памятника жертвам политических репрессий, на другой стороне реки от тюрьмы «Кресты», активисты движения МАРС возложили у портрета Марцинкевича венок из листьев дуба с лентами цветов имперского флага. В Новосибирске прошло две акции. Одну провели активисты «Движения националистов» – у памятника жертвам политических поставили портрет Марцинкевича, цветы и свечи, выложенные в лозунг 14/88. Еще одна группа из 20 активистов в центре города также поставила портреты Тесака и положила цветы. В Самаре, Старом Осколе, Твери, Ярославле акции свелись к установке портретов Марцинкевича, цветов и свечей или развешиванию плакатов «Нет жертвам ФСИН» у памятников жертвам политических репрессий. В Челябинске участники сообщества Ultraviolence установили портрет Марцинкевича и цветы прямо у здания СИЗО №3, где он умер, а трое других молодых людей хотели повесить баннер на мосту в его честь, однако сотрудники полиции остановили молодых людей на мосту и положили лицом в асфальт. В этот же день были задержаны и националисты, пытавшиеся устроить мемориальную акцию в Кемерово.

Из других уличных акций стоит отметить пикеты, которые 11 и 12 сентября 2021 года провела в Екатеринбурге «Россия консервативная» в поддержку Анатолия Грудистова, осужденного за убийство Фазиля Балаева: приговор был изменен на гораздо более жесткий, и пикетчики настаивали, что это было сделано под давлением азербайджанской диаспоры. В пикетах участвовало восемь человек.

Некоторые из националистов пытались принять участие в выборах депутатов Государственной Думы, но не преуспели. У большинства из них не получилось даже собрать подписи. Руководитель движения «Общество. Будущее» Роман Юнеман собрал подписи, но они не прошли проверку. То же случилось с партийным списком Российского общенародного союза, по которому баллотировались активисты и другие националистических организаций. «Родина» в выборах участвовала, но получила лишь 0,8% голосов. Однако, в Думу – явно с согласия властей – снова прошел по одномандатному округу лидер партии Алексей Журавлев, кандидаты партии также попали в региональные законодательные собрания в двух регионах. ЛДПР получила 7,55% голосов, что является ее худшим результатом в XXI веке, и будет иметь 21 мандат.

Михаил Бутримов (на тот момент, глава московского отделения Российского общенародного союза) участвовал в довыборах депутатов Московской городской Думы от районов Вешняки, Новогиреево и Ивановское, но выборы проиграл, заняв седьмое место в округе. Валентина Боброва (движение «Консерватор») выдвигалась от «Партии зеленых» в городе Подольске, она тоже проиграла выборы.

 

В сентябре нам неизвестен только один приговор, вынесенный за преступления ненависти (*). В Кировской области трое молодых людей, в зависимости от действий каждого, были приговорены к условным срокам от 2,5 до 3,5 лет по чч. 1 и 2 ст. 282.1 УК (создание и участие в экстремистском сообществе), ст. 116 УК (побои), ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия, по мотиву национальной ненависти и вражды, организованной группой); п. «е» ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по мотиву ненависти), ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму). Непонятно, почему был вынесен условный приговор, если учесть, что молодые люди, согласно сообщению СУ СК по Кировской области, избили как минимум пятерых («людей неславянской внешности» и «людей, употребляющих наркотические средства и алкоголь»). 

Кроме того, сообщается о задержании участников неонацистских группировок в Красноярске, Уфе и Владивостоке.

В Красноярске члены ультраправой группировки, по сообщению местного СК, «высказывая в оскорбления по признаку социальной принадлежности», избили 16-летнего и 18-летнего местных жителей, а также «высказывая оскорбления по признаку национальной принадлежности», избили 17-летнего юношу, используя в качестве оружия сигнальный пистолет. 

В Уфе было задержано пятеро молодых людей за попытку «подготовки к теракту на одном из объектов правоохранительных органов» Башкортостана. 

За подготовку теракта был задержан и лидер неонацистского объединения «Правые Приморья».

Всего с начала года было вынесено семь приговоров против 26 человек за идейно мотивированное насилие и два приговора против шести человек за идейно мотивированный вандализм.

 

По уголовным статьям за публичные высказывания в сентябре было осуждено как минимум 13 человек, подавляющее большинство – за публикации в соцсетях.

Один человек (член уже упоминавшейся ультраправой группировки из Кировской области) был осужден по совокупности ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и статей о насильственных действиях. Три человека были осуждены только по ст. 280 УК за призывы к нападениям на уроженцев Средней Азии и на силовиков. Пять человек – по ст. 282 УК (возбуждение ненависти) за публикации ксенофобных комментариев; все они ранее были наказаны по аналогичной ст. 20.3.1 КоАП. Один человек – по совокупности ст. 280 и 205.2 (публичное оправдание терроризма) за призывы нападать на русских и осетин. Два человека – по ст. 205.2 УК за одобрение действий Михаила Жлобицкого, взорвавшего себя в приемной архангельского ФСБ.

Еще один человек, региональный координатор политического движения «Левый фронт» Сергей Шурыгин, был осужден по ч. 1 ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) и ч. 2 ст. 280 УК за создание и руководство организацией «Союз всемирного освободительного движения народное братство "АллатРа"» («Союз народов солнца и народов полумесяца»). Напомним, что движение было создано на основе украинского недавно возникшего объединения «Аллатра», центральными элементами идеологии которого являются борьба с «мировым сионизмом», сталинизм и мессианская идея о том, что русская нация должна спасти человечество и объединить вокруг себя народы мира. 

Всего с начала года за ксенофобные высказывания было вынесено не менее 123 приговоров, в которых было осуждено 126 человек.

 

Федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ) в сентябре обновился три раза (8, 22 и 28 сентября), в него были добавлены пп. 5194–5208. Список пополнили: исламистские аудиозаписи c призывами к джихаду; записи исламского проповедника Руслана Абу Ибрахима; песни крайне правых исполнителей «ACTAT 88» и «Аргентина»; статья писателя-антисемита Антона Благина; инструкция ультраправой группировки Боевая террористическая организация (БТО), более известной как «банда Боровикова-Воеводина»; видеоролик с призывами вступать в Народное ополчение им. Минина и Пожарского (НОМП), признанное террористическим в феврале 2015 года; видеоролики о субкультуре АУЕ.

Как минимум пять человек были оштрафованы по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение запрещенных материалов) за публикации в социальных сетях материалов из ФСЭМ, включая песни группы «Коловрат», очень популярной среди ультраправых.

По ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики и символики запрещенных организаций) было вынесено 14 административных решений (на одного человека было составлено шесть протоколов). Трое заключенных демонстрировали собственные татуировки с нацистской символикой, один человек нарисовал на фасаде здания флаг Третьего Рейха, остальные публиковали нацистскую символику и символику запрещенных организаций в социальных сетях.

Не менее 16 человек были оштрафованы по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти), соответствующей по составу ч. 1 ст. 282 УК, за публикации в социальных сетях («ВКонтакте» и Instagram) ксенофобных оскорблений в адрес уроженцев Средней Азии и Кавказа, евреев, темнокожих и других этнических чужаков, а также сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

 

===============

(*) Данные об уголовных и административных делах мы приводим без учета решений судов, которые считаем явно неправомерными.

 

Ссылки на данную статью [16]