С 30 сентября по 11 октября 2024 года в Варшаве проходит конференция ОБСЕ по человеческому измерению (Warsaw Human Dimension Conference). 8 октября эксперт Центра «Сова» выступил на пленарной сессии «Толерантность и недискриминация I». Публикуем текст выступления полностью.
Уважаемый модератор, уважаемые участники конференции!
Год назад на такой же пленарной сессии мы говорили о том, что в России разворачивается кампания против трудовых мигрантов, в основном из стран Центральной Азии. И к сожалению, ситуация за год только ухудшилась.
Политики предлагают новые дискриминационные законопроекты, чиновники позволяют себе все более резкие высказывания, в том числе уже и прямо расистские.
Реакция властей на ужасный теракт в Crocus City Hall в Москве в марте имела явный характер этнического профилирования. Демонстрирование по телевидению крайне жестокого обращения с задержанными террористами было бурно поддержано ультраправыми и подлило масла в огонь этнической ксенофобии.
Быстро растет количество преступлений ненависти, хотя еще два года назад эта проблема казалась в целом решенной усилиями властей. В этом году мы ожидаем, что количество преступлений ненависти вернется к уровню начала 2010-х годов.
Более умеренные ксенофобно настроенные активисты выступают как вигиланты. Эта деятельность охватила почти всю страну, она быстро растет количественно. Эти люди почти не встречают сопротивления со стороны правоохранительных органов, даже когда они угрожают мигрантам насилием, проверяют у них документы и т.д.
Конечно, эти проблемы присущи не только России.
Правительства всех стран должны контролировать высказывания государственных чиновников, чья свобода слова ограничена их статусом.
Деятельность вигилантских групп, находящаяся обычно на грани законности, должна быть под контролем. Для этого необходимо выработать эффективные механизмы.
Правительства должны следовать давно известным рекомендациям о противодействии преступлениям ненависти.
Что же касается противодействия возбуждению ненависти, у ОБСЕ до сих пор нет общих рекомендаций. Их следует наконец создать – как рекомендательные, конечно, учитывая многообразие национальных законодательств.
Подробнее наши рекомендации будут представлены в открытой базе данных конференции.
Наши рекомендации
Для БДИПЧ ОБСЕ:
1. Основываясь на уже существующем опыте сравнительного анализа законодательства стран-участниц по противодействию преступлениям ненависти, следует предпринять сравнительный анализ имеющегося широкого спектра национальных законодательств в сфере противодействия интолерантности, в особенности – законодательств, касающихся возбуждения ненависти, дискриминации и групп, чья деятельность направлена на возбуждение ненависти и подстрекательство к дискриминации.
2. Следует дополнить сравнительный анализ законодательства стран-участниц по противодействию преступлениям ненависти сравнительным анализом правоприменительной практики, как в этой сфере, так и в сфере противодействия возбуждению ненависти.
Государствам – членам ОБСЕ:
1. Изменить систему учета преступлений так, чтобы подозрение на мотив ненависти могло быть зафиксировано на любом этапе, включая самый ранний – этап регистрации преступления. Расследование преступлений ненависти идет эффективнее в специализированных полицейских подразделениях, но оно должно вестись также и в обычных подразделениях полиции.
2. Публиковать статистику по преступлениям ненависти, выделяя разные их виды, регионы, количество пострадавших. Официальная статистика должна основываться и на судебных решениях (как по доказанным случаям, так и по недоказанным), и на количестве заведенных уголовных дел.
3. Активнее использовать информацию неправительственных организаций, занимающихся систематическим мониторингом активности расистских групп, а также консультироваться с НПО по проблемам правоприменительной практики.
4. Оценить национальные законы о возбуждении ненависти и практику их применения в свете Рабатского плана действий по запрету пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, одобренного Советом по правам человека ООН в 2013 году. Включая так называемый шестичастный тест определения общественной опасности публичных высказываний.
5. Принимать и развивать комплексное антидискриминационное законодательство или ряд отдельных актов, содержащих эффективные правила и процедуры доказывания дискриминации.
6. Государственные служащие не должны иметь права выражать публично не только нетерпимость, но и неуважение к любым меньшинствам и вообще к любым этническим и тому подобным группам. Законодательство о государственной службе должно предполагать эффективные дисциплинарные санкции за такие действия. И эти наказания должны предаваться гласности. Эта политика должна проводиться также в ситуации кризисов любого рода и военных конфликтов.