Новости по теме

Российские мусульмане, следуя примеру РПЦ, собираются обнародовать свод "принципов исламского предпринимательства"

2 марта "Известия" со ссылкой на сопредседателя Совета муфтиев России Исмагила Шангареева сообщили, что российские мусульмане собираются последовать примеру РПЦ, принявшей в начале февраля на VIII Всемирном Русском Народном Соборе "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", и тоже обнародовать кодекс "принципов исламского предпринимательства".

В отличие от православных, мусульмане намерены прямо запретить некоторые виды предпринимательства, в первую очередь - торговлю спиртным и ростовщичество. В остальном же у двух сводов много общего: запрет недобросовестной конкуренции, осуждение монополизма и - что особенно подчеркивают "Известия" - вера в экономические преимущества тех бизнесменов, которые придерживаются декларируемых принципов.

Газета приводит следующий список "принципов исламского предпринимательства":

"Запрет ростовщичества. Мусульманин, ссужающий другому человеку деньги, должен нести вместе с ним ответственность за их использование и делить не только прибыли, но и убытки. Получение фиксированного процента - платы за кредит, не зависящей от исхода предприятия, не допускается.

Запрет монополий. Запрет незаконных и непорядочных методов конкурентной борьбы.

Запрет на взимание чрезмерной платы за перевозку и продажу товара. Розничная цена не должна превышать оптовую больше чем в полтора раза (в исключительных случаях - при очень больших транспортных издержках - в два).

Запрет на производство и продажу продуктов, потребление которых запрещено шариатом, например спиртного, свинины или мяса животных, умерших своей смертью. Ислам осуждает не только торговца спиртными напитками, но и виноградаря, знающего, что его виноград используется для изготовления вина.

Запрет на продажу ворованного и низкопробного.

Недопущение обмана, например, обвешивания или продажи бракованных продуктов.

Использование только такого первоначального капитала, который был получен в соответствии с законами шариата.

Вера в то, что "коэффициент полезного действия" денег, полученных в соответствии с шариатом, выше, чем у капитала, нажитого незаконным путем".