С 26 января по 1 февраля 2003 г. в Москве проходили XI Международные Рождественские чтения. В рамках форума действовало более 50 секций, состоялась конференция, посвященная проблемам образования, Глинские чтения, где главной обсуждаемой темой стало введение в школы предмета "основы православной культуры". По традиции мероприятие посетили ряд федеральных чиновников: министр образования Владимир Филиппов, заместитель министра Леонид Гребнев, депутаты Госдумы.
По итогам чтений было принято несколько документов: "Решение ХI Международных Рождественских образовательных чтений", "Обращение участников ХI Международных Рождественских образовательных чтений к Президенту Российской Федерации В.В. Путину", "Решение участников конференции "Православная культура в светской школе", проходившей в рамках ХI Международных Рождественских образовательных чтений" и др. Участники чтений выразили надежду на более тесное сотрудничество Церкви и государства в области образования, призвав создать Научно-методический совет по вопросам изучения православной культуры в системе образования, а также при Федеральном экспертном совете - отдел по экспертизе учебной литературы "на предмет выявления искажений духовно-нравственного содержания и несоответствия духу традиционных православных ценностей и идеалов".
В обращениях также содержатся предложения внести изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", включив в Преамбулу положение о признании православных ценностей "национальными ценностями России", и в закон "Об образовании", дополнив его тезисом о необходимости воспитывать ребенка "в уважении к родителям ребенка и его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает".
В целом эти решения мало отличаются от аналогичных документов, принятых на предыдущих Рождественских чтениях и состоят из риторических восклицаний по поводу "страны, давшей миру Пушкина, Достоевского и Толстого", ныне по вине СМИ оказавшейся в "омерзительной смеси пошлости, насилия, разврата", противостоять которым может лишь "стремление к подлинной духовной культуре".
Обратил на себя внимание весьма агрессивный тон многих выступавших. Особенно отличался этим ведущий Глинских чтений Николай Маслов, который использовал преимущественно военную терминологию, объявив об открытии "второго фронта по духовно-нравственному воспитанию" и пообещав "до тех пор, пока не понесут вперед ногами, воевать с ними (противниками изучения православной культуры - Ред.) и насаждать духовно-нравственное воспитание". Напоминание самого же ведущего о том, что при обучении детей основам православия желательно не оскорблять чувства представителей других конфессий, получило неожиданное продолжение: "Какие-то прыгуны - почему мы их должны спрашивать? Да пусть себе прыгают! Мы - православное большинство". Зал подобные пассажи встречал с явным одобрением, хотя несогласные тоже попадались.
Чтения наглядно продемонстрировали, что введению в школы основ православной культуры препятствует не только и даже не столько несознательность директоров школ и чиновников, "антиправославная" пропаганда СМИ и деятельность правозащитников, сколько отсутствие методологической базы и преподавательских кадров. Подавляющее большинство присутствовавших на конференции составляли люди старше 40 лет, учителя еще советской закалки, молодежи на образовательных семинарах практически не было, что свидетельствует об отсутствии интереса к этому курсу со стороны молодых преподавателей. Это наблюдение, конечно, относится лишь к той дюжине секций, которые наш корреспондент посетил лично, но оснований предполагать, что на остальных семинарах картина была принципиально иной, нет. В результате преподавание православной культуры оказалось возложено на людей, делающих первые шаги на пути к Церкви и желающих поделиться с детьми тем, что только познают сами, или просто прошедших краткие курсы, организованные в большинстве епархий. Как заметил в беседе с нашим корреспондентом священник, принимавший непосредственное участие в разработке стандарта, "многие учителя хотят работать в этом направлении, но их пугает подчас то, что они сами не знают предмета". Отсутствие методологических разработок усугубляет ситуацию. Рефреном на каждом семинаре звучал вопрос: "А методичка есть?"
Помочь найти решение этой проблемы, как предполагается, должен Научно-методический совет, на создании которого настаивают участники конференции. Впрочем, главное на Рождественских чтениях - не итоговые документы и не заранее заявленные доклады, а возможность "за кулисами" пообщаться с людьми, самостоятельно, методом проб и ошибок вырабатывающими методику преподавания "Основ православной культуры" на местах, не дожидаясь официальной реакции.