Новости по теме

Конференция "Изучение православной культуры в светской школе" в Министерстве образования России

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

27 января в рамках XII Международных Рождественских Образовательных чтений в Министерстве образования России прошла конференция "Изучение православной культуры в светской школе", сообщает сайт "Седмица.ru". В конференции, кроме сотрудников министерства, приняли участие представители РПЦ, Мэрии Москвы, органов управления образованием Москвы, Санкт-Петербурга и ряда областей, делегаты от Российской академии образования и других вузов страны, школ и дошкольных учреждений. Отметив "позитивные процессы восстановления исторической и культурной преемственности, освоения отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций", участники конференции в то же время констатировали, что "в курсах гуманитарных дисциплин история, традиции и культура Православия представлены неадекватно их действительному значению в прошлом и в современной жизни российского общества.
Сложившаяся ситуация не позволяет модернизировать систему школьного образования в сторону решения важнейших задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского и семейного воспитания детей и молодежи. В результате, это затрудняет освоение учащимися базовых ценностей национальной культуры, формирование компетентных, нравственных, ответственных граждан России".

В связи с этим участники конференции в итоговой резолюции предлагают:

1. "Пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории и культуре Православия. <...> Примерные программы по таким учебным предметам, как литература и русский язык, всеобщая и отечественная история, обществознание, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура не могут не включать разделы, темы о православном христианстве, его значении в мировой культуре, в истории и культуре русского народа, российского общества и государства в целом.

2. <...> Углубленное изучение истории и культуры Православия должно быть добровольным (с согласия родителей). В то же время надо решительно пресекать попытки административными мерами исключить или ограничить развитие практики изучения истории и культуры Православия в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, изучение теологии в системе профессионального образования. Такие попытки противоречат нормам российского законодательства и признанным Российской Федерацией международным гуманитарным соглашениям в области прав человека.

3. Необходимо активизировать разработку учебных и методических пособий для изучения православной культуры с учетом принятого в 2002 году Примерного содержания образования по учебному предмету "Православная культура"... <...>

4. Целесообразно создать общественно-государственное объединение - научно-методический совет по вопросам изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. <...>

5. Следует осуществлять более тесное взаимодействие государства с Русской Православной Церковью, организациями других традиционных религий народов России в области образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, учащейся молодежи. Такое взаимодействие социальных институтов в гражданском обществе является общепринятым в большинстве стран мира и не противоречит принципу светскости государства и государственно-общественному характеру системы образования. <...>

6. Изучение религии в российской государственной школе должно проводиться на равных основаниях с изучением нерелигиозных мировоззрений, философских и социальных учений в соответствии с задачами образовательной деятельности учреждений разного типа и запросами родителей, учащихся, общества. Российское законодательство не предусматривает запретов или ограничений в отношении изучения в государственной школе каких-либо мировоззрений и учений, за исключением антигуманных, асоциальных и экстремистских, представляющих опасность для личности, общества и государства. Православная христианская религия к таким мировоззрениям и учениям не относится.

7. Необходимо усовершенствовать российское законодательство об образовании (следует внести изменения в обсуждаемый в настоящее время проект Кодекса Российской Федерации об образовании или в действующий Закон Российской Федерации "Об образовании"), закрепив, в частности, положения, устанавливающие:
- требования об обеспечении культуросообразности образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях - соответствия содержания образования современному уровню культурного развития, культурным и нравственным традициям, ценностям и особенностям российского общества, направленности образования на приобщение учащихся к ценностям российской и мировой культуры и на интеграцию личности в российскую национальную и мировую культуру, на сохранение и воспроизводство исторической преемственности поколений и связей образования с историческими и национально-культурными традициями и ценностями российской культуры, историческим и культурным наследием народов Российской Федерации;
- порядок преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний о религиозной культуре в составе вариативной части образовательных программ в форме учебных курсов по выбору с тем, чтобы максимально защитить права всех учащихся, родителей, педагогов, в том числе урегулировать вопросы обеспечения добровольности выбора учебных курсов религиозной культуры родителями и учащимися. В частности, какие занятия должны быть предложены тем учащимся, которые откажутся посещать учебные курсы, связанные с углубленным изучением религиозной культуры (или их родители, законные представители выразят несогласие с тем, чтобы они посещали такие курсы), какое место такие занятия должны занимать в основном учебном расписании школы и прочее;
- правовое содержание требования светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 2 ст. 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях");
- возможность и порядок государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (Духовных образовательных учреждений) религиозных организаций в части реализации ими содержания образования, осуществляемого в соответствии с государственными образовательными стандартами".

Введение в школах предмета "ОПК", а также подобных курсов по основам других религий, поддержал и Межрелигиозный совет России (МСР). Об этом 29 января говорили члены президиума Совета - участники пресс-конференции, посвященной пятилетию его деятельности, сообщает сайт NEWSru.com со ссылкой на ИТАР-ТАСС. (Отметим, что в ходе этой пресс-конференции члены МСР также высказали свою позицию по вопросам строительства кришнаитского храма в Москве и проведения II Межрелигиозного миротворческого форума, который должен состояться в марте 2004 г.)

В Совете считают, что его представители должны принимать участие в разработке подобных курсов. Так, глава ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл заявил: "Желаем, чтобы курс, знакомящий детей с основами религий, составлялся при участии членов Межрелигиозного совета России, в который входят представители четырех традиционных религиозных конфессий России - православия, ислама, иудаизма и буддизма".

Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин подчеркнул, что "при введении курсов изучения православной, исламской, иудейской культур, не должны ущемляться права детей". "Надо, чтобы наши дети были воспитаны в уважении к другой культуре и вероисповеданию", - сказал он.

Главный раввин ФЕОР Берл Лазар отметил, что "в школах надо говорить о тех религиозных ценностях, которые объединяют все конфессии".

Кроме того, по информации РИА "Новости", в ходе упомянутой пресс-конференции заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин опроверг сообщения ряда СМИ о том, что "ОПК" будет вводится в качестве обязательного предмета: "За последние несколько месяцев позиция Министерства образования осталась неизменной, - сказал он. - Согласно действующим документам Минобразования, предмет "Основы православной культуры" возможен в качестве либо "предмета по выбору" (входящего в сетку часов - РИА "Новости"), либо в форме факультатива (вне сетки часов - РИА "Новости")".

Комментарий: Напомним, что проблема преподавания основ православия в светской школе была поднята в первый же день работы XII Рождественских чтений. Важные заявления по этому поводу сделали Алексий II и министр образования России Владимир Филиппов.
См. также прозвучавшие на этой же конференции высказывания заместителя министра Леонида Гребнева.
Кроме того, отметим, что 29 января также в рамках Рождественских чтений в Издательском совете РПЦ прошло заседание "круглого стола" "Учебно-методические комплекты "Православная культура". Методическое обеспечение предмета. Региональный опыт". В итоговом документе этого "круглого стола", в частности, констатируется, что опыт преподавания основ православия школьникам в регионах по учебно-методическому комплекту "Православная культура" (автор Л.Л. Шевченко) "показывает положительные результаты духовно-нравственного образования учащихся, интерес и поддержку руководителей региональных органов Управления образования, епархиальных отделов религиозного образования и родительской общественности".
Комментарии:
Резниченко В., Комарова Е. В школах вводится изучение православия // Столичная вечерняя газета. 2004. 27 января.
Тимофеева О. Прививка от атеизма: Православная культура станет обязательным предметом школьной программы // Известия. 2004. 28 января.
Шиц М. Жития святых придут в школу?
Минобразование РФ выступает за введение в учебную программу основ православной культуры // Российская газета. 2004. 28 января.

Васюнин И. Вопрос "кто виноват?" чужд православному: Проясняется цель церковно-министерских инициатив // Новая газета. 2004. 29 января.
Кураев А. Только - без комиссарства // Россiя. 2004. 29 января.
Пономарев Ю. Православие в школе: за и против // Вечерняя Москва. 2004. 29 января.
Шиц М.. Нужно ли преподавать в школе основы православной культуры? Добровольное знание о Боге // Российская газета. 2004. 30 января.
Представители традиционных религиозных конфессий в России заявляют, что не приветствуют идею ввести в средних школах предмет "Основы православной культуры" // Радио Свобода. 2004. 30 января.
М. Бибарсов считает поспешным введение уроков Основ православной культуры // Ислам.Ру. 2004. 30 января. (По словам муфтия, "Россия - многонациональная, многоконфессиональная страна. Введение Основ православной культуры в школах может нарушить единство общества".)
ДОКУМЕНТ: Заявление Института свободы совести в связи с клерикальной идеологизацией государственной системы образования России // Портал-Credo.ru. 2004. 2 февраля. (Сопредседатели Института свободы совести Сергей Мозговой и Сергей Бурьянов обращают внимание на "вопрос о финансировании религиозного (конфессионального) образования". По их мнению, несмотря на то, что "упомянутое образование, как в стенах светской школы, так и вне ее, должно финансироваться за счет самих верующих и религиозных организаций", "в современной России имеют место направляемые "сверху" попытки подменить законодательно закрепленное право каждого на религиозное образование некой антиконституционной обязанностью государства финансировать конфессиональное образование для избранных (так называемых "традиционных") религиозных организаций, и к тому же в рамках государственной системы".
Кроме того, С. Мозговой и С. Бурьянов отмечают опасность "политики конфессиональных предпочтений федерального центра", которая "является причиной поддержки сепаратистов в "неправославных" регионах значительной частью населения", и подчеркивают: "Если устремленность в "закрома Родины" и инициативы по введению теологии и ОПК со стороны РПЦ МП (как и любой религиозной организации, претендующей на обладание истиной в последней инстанции) в значительной мере закономерны и юридически ненаказуемы, то деятельность государственных служащих должна получить правовую оценку".)
Минаев С. Школьные годы - чудесные? О святых в программе среднего образования // Вечерняя Москва. 2004. 19 февраля.
Лукьянова И. О чем плакал пророк Иеремия // Там же.
Религия и дети: не перегнуть бы палку: Письма в "Вечерку" // Там же.
Репьева И. Основы православной культуры: в поисках метода // Радонеж. 2004. 19 февраля.
Ссылки на данную статью [5]