Новости по теме

Представительница Минобрнауки прокомментировала преподавание основ религиозной культуры в российских школах

Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Татьяна Петрова в интервью порталу "Интерфакс-религия" прокомментировала ситуацию с преподаванием истории и культуры "традиционных" религий в российских школах. По словам собеседницы агентства, различные дисциплины, затрагивающие религиозную культуру, преподаются во всех субъектах федерации: "Примерно в каждом десятом субъекте количество обучающихся данным предметам превышает цифру в десять тысяч. В каждом пятом регионе эта цифра колеблется в размере от тысячи до десяти тысяч школьников".

Наиболее распространено преподавание этих предметов в Центральном и Южном федеральных округах. Но если в ЦФО чаще изучаются основы православия, то в ЮФО - "История религий" и "Религии мира".

"Далее идут регионы Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, где преподавание истории и культуры традиционных религий ведется с меньшей интенсивностью. Вообще, чем дальше от Москвы, тем более падает активность в этом отношении", - отметила Т.Петрова.

В большинстве субъектов федерации эти дисциплины преподаются на факультативной основе. После того, как в Белгородской области "Основы православной культуры" стали обязательными, родители 66 детей написали заявления об отказе от изучения этого предмета, " и сами региональные управленцы <...> задумались над этой ситуацией.

Чиновница рассказала также о готовящихся изменениях в образовательное законодательство, заверив, что новые образовательные стандарты не предполагают исключения вариативного компонента. Т.е. каждая школа по-прежнему сможет самостоятельно решать, включать ли в программу упомянутые предметы. Чтобы упорядочить этот процесс, Минобрнауки разработало примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации.

Говоря о возможности образовательного учреждения ввести у себя основы религиозной культуры в качестве обязательного предмета, Т.Петрова подчеркнула: "Принцип добровольности в любом случае должен быть соблюден. Каким образом? Если уже региональный орган управления образованием принимает решение о включении такого предмета в образовательную программу, то для тех учеников, у кого иные предпочтения, должно быть непременно предусмотрено, чтобы они обязательно в эти же часы изучали какую-то другую дисциплину. Тут необходимо предусмотреть все возможные последствия. Все-таки мы должны учитывать, что у нас дети в школе не разделены по религиозному признаку. Когда мы принимаем детей в первый класс, мы не задаем им вопрос о вероисповедании, не имея на это никакого права. Поэтому естественно, что принцип добровольности должен быть соблюден".

Комментарий: См. также:
Общеобразовательная школа или церковно-приходская? // Религия и СМИ. 2007. 3 сентября. (Статья И.Переседова из The New Times)
Фролов К. День православных знаний // Единое Отечество. 2007. 3 сентября.
Ссылки на данную статью [2]