Начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Татьяна Петрова в интервью "Интерфаксу" прокомментировала ситуацию с изучением религиозных дисциплин в общеобразовательных школах.
Т.Петрова объяснила, что обсуждаемая с 2007 года возможность появления новой образовательной области "Духовно-нравственная культура" "был просто предложением Русской православной церкви, но он был ошибочно принят за какое-то уже утвержденное решение". Она напомнила, что продолжается разработка федерального государственного образовательного стандарта: "Эту концепцию все равно предложила религиозная организация, а сам стандарт пишут педагоги, методисты, преподаватели, учителя. Они на этот вопрос могут смотреть с другой стороны".
Представитель Минобразования рассказала, что основным вопросом для рабочей группы при президиуме Российской академии образования является разработка не стандарта и не учебной программы по ДНК, а книги для учителей начальных классов. В ее обсуждении "приняли очень живое участие представители и Московского патриархата, и исламской общины, и протестантских церквей, и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России".
По словам собеседницы "Интерфакса", преподавание религиозных предметов в различных регионах "идет в штатном режиме, без затруднений. По крайней мере, никаких жалоб не поступает". Министерство образования считает правильным сначала "выяснить потребности тех, кто составляет контингент школы и региона в целом, а уже потом принимать управленческие решения". Мониторинг потребностей учеников и их родителей для министерства проводит Брянский университет.
Т.Петрова убеждена, что преподавание религиозных дисциплин "должно происходить исключительно на добровольной основе, и человеку должна быть обеспечена свобода выбора. То есть навязывание административным путем того или иного предмета недопустимо".
На вопрос о перспективах включения теологии в перечень научных специальностей представитель министерства ответила так: "У меня по-прежнему есть вопросы к апологетам немедленного введения теологии как научной специальности - вопросы, на которые я пока еще не получила ответов. Мне так пока еще никто не ответил, каков предмет и метод науки теологии, хотя без этого говорить о какой-либо самостоятельной научной отрасли очень сложно. Далее - в каком вузе откроется первый ученый совет по теологии? У нас сейчас открываются в первую очередь советы по защите докторских диссертаций, для чего надо иметь семь штатных докторов наук в этой области знания. Вот пусть мне кто-нибудь из ревнителей теологии покажет вуз, где есть такие доктора. Наконец, теология должна быть конфессиональной, она же не может быть единой для всех! Так мы в ВАКе будем создавать бесчисленное количество экспертных советов или один? И кто будет в него входить?"
Она напомнила, что теология как направление подготовки в российских вузах существует уже 15 лет, но никаких научных школ в области теологии за это время так и не сложилось.