13 января заведующий кафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Вадим Перов, разрабатывавший по заказу Министерства образования и науки РФ учебник "Основы религиозных культур и светской этики", отказался от дальнейшей работы над этим заказом.
Предложение работать над учебником поступило 8 декабря 2009 года, а предварительный вариант текста надо было представить к 15 декабря. Черновик был представлен в назначенный срок, после чего рецензенты высказали свои замечания.
"То, что они хотят, не соответствует моей профессиональной этике", - заявил В.Перов.
Министерство и издательство "Просвещение" требуют, чтобы "Основы религиозных культур и светской этики" был курсом морального воспитания. "Но за воспитание оценки ставить на уроках нельзя. Нельзя поставить оценку за то, есть ли у человека совесть или нет. Можно поставить только за то, что он знает, что такое совесть и какие проблемы с этим возникают", - считает автор учебника.
От ученого потребовали изменить определение светской этики, которую он определил как нерелигиозную. Также предложили убрать фразу о том, что "за свою историю человечество выработало разные культуры".
Кроме того, В.Перов возмущен тем, что 1 января в блоге разработчика школьного учебника по "Основам православной культуры" протодиакона Кураева появилась критика готовящегося учебника светской этики: "Мне не важно, как эти материалы оказались у Кураева, мне не важно, что он обо мне пишет. Меня волнует сам факт того, что неопубликованные черновые материалы, становятся предметом публичного обсуждения. Это вопиюще".
Комментируя сложившуюся ситуацию, координатор группы разработчиков курса Марианна Шахнович добавила, что представители Русской православной церкви настояли на том, чтобы из учебника светской этики было убрано слово "гуманизм" как неприемлемое для православных (впрочем, его разрешили использовать в учебных пособиях по этому предмету).
"С одной стороны, это правильно — должны быть сняты все вещи, которые могут вызвать вражду, неприятие представителей всех сторон, но с другой стороны, отказавшись от таких основополагающих принципов межкультурного диалога, как "гуманизм", "толерантность", "общечеловеческие ценности", как раз и можно вызвать взаимную нетерпимость", - рассуждает М.Шахнович.
После отказа В.Перова дорабатывать учебник протодиакон А.Кураев заявил что эксперимент по введению в школах основ религиозных культур и светской этики под угрозой и выразил готовность взяться за разработку этого учебника.
Однако, по словам М.Шахнович, в издательстве "Просвещение" "работают квалифицированные люди, которые вполне справятся, если все-таки не удастся уговорить Перова, с этой работой".
Эксперты полагают, что доработка учебника светской этики специалистами не отвечает интересам Церкви. "Идея преподавания религиозных предметов в средней школе была выдвинута Русской православной церковью, и она хочет играть во всей этой истории ведущую роль, ставя перед собой цель — изменить культурологическое содержание курса на вероучительное. Это продуманная, последовательно проводимая церковью на протяжении полутора десятков лет политика", - приводит "Ежедневный журнал" слова действительного государственного советника Российской Федерации I класса Андрея Себенцова.
Аронов Н. Проблемы с этикой // The New Times. 2010. 25 января.