Руководитель Музея им. А.Сахарова Ю.Самодуров вызван в Московскую прокуратуру. В повестке, пришедшей на имя Самодурова, содержится требование явиться в прокуратуру для предъявления обвинения. По сообщению руководителя музея, его собираются обвинить в действиях, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, в пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, а также использовании служебного положения для осуществления этой деятельности (ст. 282, ч.2 п.6 УК РФ). В назначенный день Ю.Самодуров не сможет явиться в прокуратуру, из-за болезни.
Дело в отношении Ю.Самодурова было возбуждено в январе 2003 года, после проведения в Музее им. Сахарова выставки "Осторожно, религия!".
Повестку от следователя по особо важным делам из прокуратуры Центрального административного округа Москвы получила также глава выставочной группы музея Людмила Василовская. Ю. Самодуров заявил, что будет добиваться прекращения уголовного дела в отношении нее: "Она является только руководителем выставочной группы, и все выставки в музее проходят только с моего согласия и по моему распоряжению".
21 декабря "Портал-Credo.ru" сообщил, что "ведущий дело следователь прокуратуры ЦАО вызывал для дачи показаний также сотрудников Государственного центра современного искусства Павла Филипповского, Ирину Горлову и Надежду Рейн. В ходе допроса от них пытались добиться признания о "преднамеренном" характере составленной ими экспертизы" (напомним, что ранее прокуратура признала данные этой экспертизы недопустимым доказательством).
"Портал-Credo.ru" также рассказал о том, "что направленные на защиту погромщиков и осуждение организаторов выставки "Осторожно: религия!" публикации уже привели к разжиганию религиозной розни". Как сообщила корреспонденту "Портала" художница Александра Митлянская, "учительница физики в школе, где учится ее сын, посвятила часть урока собственной трактовке событий вокруг выставки, заявив, что авторов, принявших в ней участие, "надо убивать".
По сообщению "Московских новостей", Ю.Самодуров удивлен набором экспертов, предложенным следствием: среди них нет ни одного специалиста по современному искусству. Все предложенные Самодуровым кандидатуры оказались отвергнуты прокуратурой за связь с авторами выставлявшихся произведений.
Инициативная группа "Общее действие" распространила обращение в связи с предъявлением уголовных обвинений по ст. 282 ч.2 Ю. Самодурову, Л.Василовской и участникам выставки "Осторожно, религия!" Анне Альчук (Михальчук), Арутюну Зулумяну и Наринэ Золян.
Авторы "Обращения" акцентируют внимание на том, что среди предъявленных обвинений фигурирует "десакрализация сакральных образов посредством создания ассоциативных связей". "Таким образом, следователь светского государства счел сакральность правовым понятием, и нашел преступным создание чувственных ассоциаций. В результате сейчас создалась реальная угроза того, что обвиняемые будут осуждены фактически по средневековому обвинению в богохульстве", - говорится в обращении. "Последним примером такого рода гонений стало отлучение в начале прошлого века Льва Толстого от Церкви. Но и тогда никому не пришло в голову возбуждать против него уголовного преследования", - напоминают авторы документа. Обращение призывает "выступить в защиту Ю.Самодурова, Л.Василовской, А. Альчук, А.Зулумяна и Н.Золян от готовящейся расправы и предотвратить возвращение политической и религиозной цензуры".
Среди подписавших обращение правозащитники Андрей Бабушкин, Лидия Графова, Валентин Гефтер, Светлана Ганнушкина, Лев Пономарев, ученый-эколог Алексей Яблоков, священник Глеб Якунин и др. Также обращение поддержали научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин, вице-президент Фонда "Либеральная миссия" профессор Игорь Клямкин, профессор РГГУ Леонид Баткин, член политсовета СПС Борис Надеждин.
Комментируя факт возбуждения дела против правозащитников, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин заявил: "Конечно, выяснять, было ли в данном случае совершено преступление, это дело суда и правоохранительных органов, но хочется надеяться, что никто из благонамеренных людей не подаст руки этим мастерам шальной кисти". Священник выразил надежду на то, что "суд выслушает не только художников и организаторов выставки, но и тех, чьи чувства были серьезно задеты".
"Для верующего человека ценность религиозного символа не менее важна, чем ценность человеческой личности, память умерших или символы государства, поэтому религиозные символы должны защищаться законом", - отметил о.Всеволод.
"Московский комсомолец" в статье ЖЕРТВАМ ПОГРОМА ГРОЗИТ ПО ПЯТЬ ЛЕТ ТЮРЬМЫ обращает внимание на наметившуюся тенденцию: "При попустительстве властей одна из религиозных конфессий (по крайней мере ее самые радикальные представители) начинает диктовать условия всему светскому обществу. И самое главное из условий — Русская православная церковь и ее символы должны оставаться вне критики. Более того, во всем этом настораживает факт, что ни та же церковь, ни власть не осудили погром, тем самым провоцируя радикально настроенных верующих на подобные действия в дальнейшем. А так недалеко и до инквизиции, которую все помнят по курсу средневековой истории...".
Ю.Самодуров в интервью газете еще раз подчеркивает свою позицию: "Мы согласны, что различного рода запреты и табу в сфере искусства могут существовать, но определяться и регулироваться они должны законом, этическими кодексами профессиональных корпораций либо решениями администраций музеев, галерей. Но главное, что эти :ограничительные; законы не должны противоречить фундаментальным конституционным принципам — свободы мысли, свободы совести, свободы распространения и получения информации. А также светскому характеру российского общества и государства".
Малютина В. Погромщики нацелились на Русский музей // Газета.Ru. 2003. 22 декабря.
МОНИТОРИНГ СМИ: Охота на ведьм. Виктор Матизен//Портал-кредо.ру. 2004. 21 января.
Борис Колымагин в статье ОСТОРОЖНО, РЕЛИГИЯ или Кнутом Россию не объять приводит мнение директора Зверевского центра современного искусства Алексея Сосны о том, что "нормальной реакцией христианина на кощунственные явления ... была бы сугубая молитва за заблудших и публичная улыбка над их произведениями". Кроме того, замечает автор статьи, "Церкви просто необходимо формировать нужное ей общественное мнение с помощью компетентных арт-критиков. И это мнение будет куда более действенным, чем бравые налеты".
Кнорре Б. "Осторожно, оскорбление чувств!" Год войны за "религиозную осторожность" совпал с дефолтом российского либерализма // Там же. 2004. 22 января. (Автор отмечает, "что теперь, когда речь идет не только об идеологии, но и об уголовном наказании сотрудников Сахаровского центра, оппозиционерам православия приходится быть последовательными: всячески доказывать, что не может быть нормального светского гражданского общества без подобной свободы самовыражения". Но "если с помощью либерализма в России предлагается утвердить свободу на кощунство, пусть даже на него никого насильно смотреть не ведут, то невольно возникает вопрос, нужна вообще ли такая свобода. Вместо проповеди свободы самовыражения получается указание на то, что либерализм — это ложь".)
Зерки С. Осторожно, религия! Православная церковь России атакует искусство и мечтает о власти ("Sueddeutsche Zeitung", Германия; пер. с нем. В. Синицы) // ИноСМИ.Ru. 2004. 29 января.
Чернышов Ю. О конфликте, связанном с выставкой "Осторожно, религия!" // Кремль.Org. 2004. 28 января.
Колдобская М. Неосторожное обращение с религией // Новое время. 2004. N 6.
Георгий Целмс. Поход "крестоносцев". (Продолжается дискуссия о скандальной выставке "Осторожно, религия!") // Религия и СМИ. 2004. 16 февраля.
Гельман М. Нарушители? // Русский журнал. 2004. 16 февраля.
О Марате Гельмане и православной общественности: Спор на форуме "Религии и СМИ" // Религия и СМИ. 2004. 21 февраля.
Проценко П. Имитация или живая жизнь // Русский журнал. 2004. 3 марта. (Автор полагает, что "в столкновении вокруг выставки "Осторожно, религия!" обнаруживается полное отсутствие общественной жизни, налицо лишь одна ее имитация. Ведь перед нами столкновение двух "тусовок": бюрократов от правозащиты (вкупе с художниками) и патриотов-церковников по должности".)
Лютый А. Грех N 4616 // Большой город. 2004. 5 марта.