На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем данные вашего местоположения. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные. Также наш сайт не предназначен для людей младше 18 лет. Вы даёте согласие на использование файлов cookies и подтверждаете, что вам не менее 18 лет?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
В статье Александра Солдатова, главного редактора "Портала Кредо" и религиозного обозревателя еженедельника "Московские новости", рассматриваются некоторые итоги развития отношений между государственной властью России и РПЦ в 2002 г. По мнению автора, церковь продолжает усиливать свое влияние в общественно-политической системе страны, пользуясь при этом "открытой, порой демонстративной, поддержкой властей".
Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), председатель Историко-правовой комиссии РПЦ, в интервью журналу "Закон и право" (2003. N 3) высказал свое отношение к проблеме государственно-конфессиональных отношений. По его мнению, это "сфера стратегических интересов государства", и политика в этой сфере должна быть направлена на "сохранение и поощрение традиционных моральных устоев и традиционных для России религий".
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Фирсов рассматривает в своей опубликованной 19 марта статье историю отношений государства с РПЦ в XX в. По его мнению, во второй половине 1990-х гг. "в условиях идеологической неразберихи, социального коллапса и ностальгии по сильному государству Церковь стала довольно быстро исполнять роль идеологической силы". Отсюда естественное стремление государства поддержать эту силу. Однако, власти "далеко не всегда могут сформулировать, что и почему хотят получить", а сами религиозные организации не имеют опыта существования в условиях отсутствия государственного покровительства.
19 февраля на сайте "НГ-Религии" была опубликована статья философа Михаила Шахова, в которой он рассуждает о проблемах и перспективах отношений между государством и РПЦ. По его мнению, в этих отношениях церковь является более слабой, зависимой стороной. Поэтому России не грозит клерикализация - установление режима, при котором церковь вмешивается в дела государства. Зато вполне реальна "новая "синодализация" - сближение Церкви с государством по инициативе последнего".
28 января на сайте "Религия и СМИ" Александр Шмелев выступил со статьей "Церковь, общество и государство: диалог и стратегии". По мнению автора, основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие открытого диалога между Церковью, государством и обществом. Причем общество в данном треугольнике представляют СМИ, т.к. "остальные гражданские институты крайне слабы".
21 января 2003 г. Институт свободы совести, выступил с заявлением, в котором позиция российских властей, отдающих, по мнению авторов документа, предпочтение отдельным конфессиям и религиозным организациям, расценивается как антиконституционная и утверждается, что в октябре-декабре 2002 г. "сакрализация власти и клерикализация государства в современной России вошла в циничную фазу".
Сергей Кириенко обсудил с губернатором Нижегородской области возможность передачи епископу Нижегородскому и Арзамасскому резиденции на территории Нижегородского кремля, а также здания Манежа - епархиальному управлению.
Совет Федерации планирует разработать пакет законопроектов, регулирующих земельные отношения государства и "традиционных" религиозных организаций. Неопубликованные поправки комментируют российские католики и православные, а накануне обсуждения пакета в Совете Федерации - чиновники и эксперты.
Дискуссии о "религиозном экстремизме" неизбежно затрагивают и тему религиозного фундаментализма, хотя эти два феномена, при всей неоднозначности их контуров, явно лишь пересекаются, но не совпадают.
В феврале-марте несколько экспертов обратились к самой дефиниции "религиозного экстремизма". Все сходились на том, что дать такое определение чрезвычайно сложно. Но все же попытались.