Ученый Дамир Исхаков утверждает, что самоидентификация кряшен основана на религиозной составляющей, а это не дает возможности полностью выделить их из татарского народа. Языком кряшен является татарский, мнение о существовании особого языка кряшен ученый считает мифом.
Активизация борьбы за статус отдельного народа, по мнению Д.Исхакова, объясняется политическими мотивами. Собственно кряшен не так уж много - тех, кто во время недавней переписи населения записывался кряшенами. Здесь возникает много вопросов к сотрудникам Института этнологии и антропологии РАН, включившим в список народов "кряшен", "крещенцев" и "крещеных", не разъяснив разницу между ними и тем самым внеся еще большую путаницу.
Инициаторами обращения к патриарху, считает ученый, вполне могли быть представители Московской Патриархии, поскольку именно Церковь заинтересована в увеличении влияния на татар. Претензии к властям, якобы не позволяющих кряшенам участвовать в политической жизни республики, по мнению Исхакова, безосновательны, так как "в российском законодательстве не предусмотрен механизм учета этнического фактора при выборах в органы законодательной или исполнительной власти", и кряшены могут участвовать в выборах на общих основаниях.
Усугубляет ситуацию политика М.Шаймиева по отношению к кряшенам, полагает Д.Исхаков. По мнению ученого, властям следовало бы предоставить кряшенам национально-культурную автономию, оказывать им большую финансовую поддержку и назначить нескольких представителей кряшенских организаций на руководящие посты в органах исполнительной власти.
Советник президента Татарстана Рафаиль Хакимов считает надуманной кряшенскую проблему, а в развитии ее винит "внешние для Татарстана силы", осуществляющие "безосновательную политизацию кряшенского вопроса на федеральном уровне". Искусственная политизация, по мнению чиновника, может привести к "боснийскому варианту развития событий".
Р.Хакимов так же, как и Д.Исхаков, не видит оснований для выделения кряшен в отдельный народ, поскольку ни языковых, ни культурных различий между татарами и кряшенами нет, а "конфессиональный фактор не является фактором этнообразующим".
Кроме того, отмечает советник президента Татарстана, движение за выделение кряшен в отдельный народ не носит массового характера, а на федеральном уровне эта проблема раздувается. Татарстан, по мнению Р.Хакимова, в настоящее время является "моделью толерантного взаимопонимания между религиями", где не существует религиозной дискриминации, и кряшен в том числе: "Кряшены находятся не в лучшем и не в худшем положении, чем остальные православные", количество православных храмов, как и мечетей, в республике достаточное.
В ходе встреч с президентом республики кряшены обычно выдвигают требования, сводившиеся обычно к "конкретным" вопросам об отсутствии храма и протекающей крыше, и им, как правило, идут навстречу. Р.Хакимов отметил также, что аппарат М.Шаймиева обращался в Московскую Патриархию с просьбой прислать типовой проект недорогой церкви (строительство православного храма обходится дороже строительства мечети), но ответа из Москвы не поступало. Следовательно, делает вывод советник президента, дело здесь все-таки не в нехватке храмов, а в чем-то другом.
Вице-президент Межрегионального союза национально-культурных объединений кряшен, член правления республиканского центра кряшен Татарстана Людмила Белоусова в статье "Народность, которой нет", утверждает, что республиканские власти "пытаются лишить кряшен права на историческое развитие". Однако ее аргументы сводятся в основном к перечислению невыполненных властями пунктов различных договоров вроде передачи здания под кряшенский культурный центр и поддержки кряшенской газеты. Таких фактов Л.Белоусова перечисляет немало. Однако обоснования необходимости предоставления кряшенам статуса отдельного народа автор не приводит.