Социолог, руководитель проекта"Энциклопедия современной религиозной жизни России" С.Б. Филатов анализирует идеологические установки РПЦ в отношении государства и общества в России и констатирует, что характерный для Церкви взгляд на Россию как на "страну, в отличие от стран секуляризованного Запада сохранившую моральные, культурные и религиозные традиции", неприязнь к культуре Запада, стремление к "авторитарному устроению государственной жизни" находятся в фундаментальном противоречии с тем фактом, что "подавляющее большинство населения", по данным опросов, принципиально поддерживает демократические нормы и гражданские права, а "политические партии, открыто выступающие под какими-либо антидемократическими лозунгами, получают на выборах ничтожное количество голосов избирателей".
С.Б. Филатов отмечает, что, несмотря на этот "идейный разрыв между реальным религиозным и политическим сознанием общества (в том числе и верующих) и идеологическими установками РПЦ", все-таки "в последнее десятилетие социально-политическая доктрина РПЦ сумела срезонировать на постсоветское состояние массового сознания". Причину этого он видит в том, что "Церковь в представлении русских людей стала стержнем возвращенной национальной традиции". Однако, по его мнению, указанное противоречие социально-политических установок Церкви и общества неизбежно проявится и приведет к конфликту. По его словам, "общественная деятельность РПЦ вызывает тревогу, ибо она способствует изоляционизму и антидемократическим тенденциям. Но в самой ее природе заложены ее слабость и недолговременность". "Церковь стремится влиять на общество, но и общество и государство влияют на церковь, - подчеркивает С. Б. Филатов. - Чем успешнее духовенство будет добиваться своего присутствия в различных сферах жизни народа - школе, армии, культуре, СМИ и так далее - тем быстрее и острее будет конфликт между сознанием общества и политической доктриной РПЦ".
По мнению автора, "возвращение нашей страны в Европу неизбежно означает и осознание русским православием своей принадлежности не к какой-то русской, или евразийской, или славянской, или еще какой-нибудь фантомной, а к европейской цивилизации с присущей ей доктриной прав и свобод".