12 ноября в газете "Гудок" опубликовано интервью с кандидатами в депутаты от Народной партии референтом Патриарха Николаем Державиным и председателем Союза православных граждан Валентином Лебедевым, которые ответили на вопросы о соотношении религиозного и политического в современной России.
Оба они отвергли тезис о том, что вера несовместима с таким "грязным делом", как политика. По мнению В. Лебедева, "существуют ценности, общие для большинства российских граждан, ценности, которые не оспаривает никто: крепкая семья, честный труд, чистая совесть, возможность жить по своей вере и по своим убеждениям. Они имеют либо веру, либо традицию, основанную на той же вере, на тех же заповедях: не убей, не укради... Никто не будет спорить, что эти ценности и принципы нуждаются не только в защите, но и в реальной возможности своего осуществления; в противном случае любая декларация приверженности им была бы бессмысленна". По словам Н. Державина, христиане, отказывающиеся от участия в политике, "забывают, что "вера без дел мертва". Подобная теплохладность далека от настоящего церковного подхода к жизни".
Говоря о роли партий, идеология которых основана на религиозных ценностях, оба кандидата отметили привнесение в политику нравственных принципов. Как сказал Н. Державин, российское государство "должно быть духовно сильным и нравственно здоровым", что невозможно "без нравственного стержня, без духовного единения граждан России".
В интервью "Церковному вестнику" (№ 21(274)) Н. Державин рассказал о своей работе в качестве референта Патриарха и ведущего православных телевизионных передач, а также назвал те шаги, которые, по его мнению, необходимо сделать для налаживания диалога между государством и Церковью: "Во-первых, нужно дать возможность во всех школах преподавать основы православной культуры. Не только потому, что слово "культура" происходит от слова "культ". Но потому что вся наша культура базируется на христианских ценностях. Она созидалась в России в течение тысячи лет, и все, что мы имеем сегодня, все наше национальное достояние — это результат того, что православие было и остается государствообразующей религией России.
Во-вторых, Церкви нужно создать такие условия (в том числе и экономические), которые позволили бы ей широко заниматься социальной деятельностью, благотворительностью, заботой о детях, о молодежи, инвалидах, людях преклонного возраста. <...>
В-третьих, нельзя Церкви быть в зависимости от доброй или злой воли чиновника. Должны быть законы, принятые государством, чтобы мы не обивали пороги чьих-то кабинетов и не просили то или иное, а, опираясь на закон, говорили и даже требовали. Речь идет о широком социальном партнерстве государства и Церкви, основанном на ясных и четких законах. Сегодня эти законы надо разрабатывать и принимать. И то, что случилось сейчас с поправками к Налоговому кодексу... это ненормально. Теперь идут попытки вдогонку что-то решить. Во власти должны быть люди, которые понимают, что сегодня нужно и государству, и обществу, и Церкви".
19 ноября на сайте Православного общества "Радонеж" была опубликована статья В. Лебедева, в которой разъясняются цели и задачи "Народной партии" в вопросе об отношениях государства с религиозными организациями. По мнению В. Лебедева, необходима защита прав и свобод "православного большинства" российских граждан: "Перед верующими России стоят реальные задачи: обеспечить своей Церкви свободу от посягательств извне; обеспечить детям право получать знания об основах нашей же культуры открыто, а не исподтишка на полулегальных основаниях; защитить доброе имя своей Церкви от нападок, многие из которых прямо подпадают под 282 статью действующего уголовного кодекса - "возбуждение расовой, национальной и религиозной розни". <...>
Для нас, для верующих, уклоняться от решения общественно значимых задач, уходить от участия в деятельности по защите наших, и не только наших гражданских прав - значило бы поставить себя вне общества, вне страны, вне России. Наш патриотизм должен быть действенным. Мы не имеем права брезгливо отвернуться от проблем и бед нашей страны. Церковь - вне государства, выше его, но не могут быть вне государства верующие люди; независимо от своих политических предпочтений каждый из нас не может не действовать на благо своей страны и Церкви. <...>
Нам необходимо понять, что именно сейчас решается вопрос, принципиально важный для будущего нашей страны - будет ли власть осуществляться снизу, смогут ли граждане контролировать государство, или же оно превратится в самодостаточный институт, по собственному усмотрению регулирующий все сферы общественной жизни. Необходимо понять, что вера - действительно мощнейший фактор для России, и именно поэтому всегда найдутся желающие контролировать Церковь, контролировать веру, предписывать нам, кому и во что нам верить. Мы не имеем права на пассивность. Мы идем в политику, сотрудничаем с политическими партиями не для того, чтобы политизироваться самим, превратиться в политическую партию, подчинять свои интересы интересам светской политики - но, напротив, для того, чтобы привнести в российскую политику духовные, традиционные ценности, защитить права традиционного религиозного большинства. Собственно, речь идет о том, смогут ли гражданские организации вести деятельность по защите прав и выражении интересов граждан на законодательном уровне, или же власть снова будет осуществляться сверху, методами "контроля" и "регулирования", в данном случае - религиозной жизни, в других же - общественной, а в каких-то, возможно, и частной..."
Ельцова М. Политический стиль: социальное богословие // Церквоный вестник. 2003. N 22(275).