Анализируя позиции православных политиков накануне выборов, Александр Морозов отмечает новое, по сравнению 90-ми годами. Тогда православный электорат мог выбирать между партией власти и ""национал-патриотической оппозицией" во главе с коммунистами". Теперь же, по мнению автора для православных возможны "большой маневр, смелые заявки". Правда, такая перспектива существует не для всех. Заведомо непроходимым "тухлым идеологическим товаром" А.Морозов считает партию "За Русь Святую" - "Целиком анекдотическое явление, призванное доказать, что концепт "Святая Русь" вызывает интерес у 0,28% избирателей". Этот проект мог бы привлечь православных радикалов, если бы к нему примкнули "родственные" группы вроде "Руси православной" и "Русского вестника", но этого не произошло.
А.Крутов и Н.Леонов - "идеологически совсем другое явление": "выразители стремительно устаревающей, но очень характерной для второй половины 90-х гг. тенденции сторонников "советского реваншизма", мечтающих заменить коммунизм на православие". Несмотря на то, что ни тому, ни другому "так и не удалось принять форму убедительно церковных людей", у "Русского дома" сформировалась своя "протестная" аудитория, и присутствие Крутова-Леонова в блоке "Родина" может переманить часть электората у КПРФ.
А.Морозов отмечает: "Длительное время существование "Русского дома" связывалось с покровительством архимандрита Тихона (Шевкунова), а через него и С.Пугачева. Однако сегодня, с точки зрения той политической элиты, на которую завязаны эти лидеры, идеология "Русского дома" уже чрезвычайно архаична. Ведь эта часть элиты стремительно превращается из маргинальной в господствующую, а Крутов-Леонов не смогли проявить должной идейной гибкости. Поэтому ныне - после долгой работы на так называемых православных чекистов - им не суждено пожать плоды. Им не хватило сил преодолеть инерцию оппозиционности в условиях стремительно меняющейся путинской политической реальности. И эти плоды пожинают другие.
ДЕРЖАВИН-ЛЕБЕДЕВ. Вот кто пожинает плоды. Валентин Лебедев - председатель Союза православных граждан, примкнув к Народной партии, сделал, как выяснилось, более перспективный выбор. На почве партии Райкова завязывается, пока, конечно, с большими оговорками, нечто вроде консервативной протопартии, в которой православные выглядят одновременно и "православно", и "системно". Узел Гальченко-Державин-Лебедев - первая в истории новейшего российского парламентаризма интересная заявка на "православный фактор" на выборах, имеющая ресурс для развития, для маневра. Это не значит, что все состоится. Речь идет лишь о заявке, но в чрезвычайно выгодных условиях. Во-первых, "народники" - одна из двух путинских партий (вместе с Партией жизни С.Миронова), которые корректно озвучивают "новый курс" (хорошо изложенный в "РЖ" В.Голышевым). Во-вторых, они загоняют в лузу шар, подброшенный им Г.Павловским, - они ведь оказались парламентским оголовком "питерской силовой группировки". В-третьих, Г.Райков, независимо от прохождения 5%-го барьера, все равно сформирует фракцию в Госдуме 4-го созыва". По мнению А.Морозова, это первая попытка "легализовать" православие, уйти от имиджа маргиналов.
Еще один обзор, посвященный предвыборным блокам с участием православных, помещен на портале "Религия и СМИ".