21 ноября в "Русском журнале" была опубликована статья Олега Алексеева "Политическое Православие" или православная политика?", в которой рассматривается роль православия как электорального фактора в ходе начавшейся предвыборной кампании. По мнению автора, "нейтрально-одобрительное отношение избирателей" к наличию в программах многих кандидатов ссылок на православные ценности свидетельствует "о том, что настроения населения в этом плане изменились даже за исторически весьма короткий период со времени прошлых выборов. А значит, эта ставка на религиозные чувства электората отнюдь не случайна, но в той же мере, похоже, и не напрасна".
По словам О. Алексеева, кандидаты делятся на тех, кто "религию использует, практикует или терпит". При этом "идти на четвертый вариант - откровенно антирелигиозный - особо никто не рискует, очевидно, полагая потери среди православных избирателей для себя более существенными, нежели убытки в стане воинствующих атеистов".
Особенно интересным представляется О. Алексееву "появление на политической арене тех, для кого Православие - образ мышления и руководство к действию". Он полагает, что включение в предвыборные списки "таких фигур, как Крутов, Державин, Лебедев, свидетельствует о том, что начинает формироваться некоммунистическая альтернатива и либерализму, и путинскому прагматизму, которая вполне может быть востребована обществом, и отнюдь не только левым электоратом".
Но есть и такие кандидаты, которые "не пытаются превратить само Православие в политическую силу и вовлечь Церковь в общественные конфликты, а предлагают проводить ту или иную политику исходя из личных православных взглядов и убеждений, что отнюдь не одно и то же. Речь при этом не идет о единой "общеправославной" позиции - здесь возможны (хотя и в разной степени) и левые, и правые, и либеральные, и консервативные взгляды".
В заключение О. Алексеев отмечает, что "Православие становится востребованным в политической жизни отнюдь не потому, что идет повальное воцерковление избирателей - до этого как раз далеко. Но складывается общее представление, даже некий общественный консенсус в отношении того, что большинство наших современных проблем - коррупция, криминализация общества, резкое имущественное расслоение, беспризорность и наркомания - имеют сугубо нравственную природу. Нравственный аспект в политике потихоньку выдвигается на передний план. В этом смысле Православие, вопреки "желтой" пропаганде о тотальной коммерциализации Церкви и всеобщей профанации веры, все более служит своего рода "знаком качества" политика, некой гарантией, что он хотя бы в курсе библейских заповедей, среди которых "не укради" далеко не последняя. Но есть и обратная сторона этого явления: такое ожидание со стороны общества уже трудно будет удовлетворить праздничными стояниями со свечками и фотографиями с дорогих курортов с пудовым золотым крестом на загорелой груди".