Новости по теме

Шесть актуальных проблем мусульманской политики в России

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

28 ноября в "Русском журнале" была опубликована статья Александра Морозова, в которой рассматривается "мусульманская тема" на грядущих парламентских и президентских выборах. Автор отмечает, что в нынешней кампании по выборам в ГД - в отличие от кампаний 1995 и 1999 гг. - "конфессиональная тематика по существу целиком отдана "малым партиям". При этом "электоральные перспективы" партий и движений, представляющих интересы российских мусульман, (в первую очередь, "Истинных патриотов России" во главе с М. Раджабовым) - "неутешительны". "Поэтому, - пишет А. Морозов, - вопрос об "исламском факторе" на думских выборах 2003-го - а по существу уже в президентской кампании - представляет интерес в совсем другой плоскости". По его мнению, "имеется шесть актуальных проблем мусульманской политики в России".

1. "Вымывание этнических мусульман из политической элиты, из федеральной административной верхушки. Социальный лифт, который поднимал из Татарии, Средней Азии и Кавказа в советские времена лояльных и зрелых людей в Москву, работает плохо. <...> Поэтому в повестке дня стоит вопрос о том, как в унитарном государстве В.Путина будут рекрутироваться деятели из исламских регионов".

2. "...Для второго срока Путина существенным является восстановление корпуса этнических мусульман-интернационалистов в органах безопасности и правопорядка" (А. Морозов говорит в этой связи о "факторе Кадырова").

3. Отношения с ОИК требуют "кристаллизовать годное для предъявления в мировом исламском контексте ядро культурного, лояльного, секуляризированного ислама, который системно встроен в путинское государство" ("фактор Асланбекова").

4. "Четвертый проблемный узел связан с Поволжьем, а точнее сказать - с демонтированием режимов Шаймиева и Рахимова. Всем понятно, что этот демонтаж может иметь всероссийские последствия. А может и не иметь. Вопрос заключен в том, удастся ли удержать в Татарии и Башкирии для населения схему трактовки событий: "московские против наших". Или ситуация съедет на другой и более печальный уровень - межнациональный".

5. "Религиозный экстремизм". По словам А. Морозова, "новизна ситуации накануне президентских выборов заключена в том, что проблематика "религиозного экстремизма" вообще будет снята с повестки дня. Пропагандистки весь этот "экстремизм" теперь сместят за пределы России. Да и перспектива сотрудничества с ОИК требует закрыть эту тему в ее старом звучании".

6. "И сотрудничество с ОИК, и нужды окончательного демонтажа ельцинизма, и поиск инструментов политической интеграции российского населения ставят вопрос о том, какой должна быть в путинской России исламская инфраструктура". В этой связи А. Морозов упоминает проект "Русский ислам", который, по его мнению, "как раз и заключался в попытке показать стратегию создания такой инфраструктуры", однако "имел существенные недостатки и встретил резкую критику. Но сама по себе дискуссия о функционировании исламской инфраструктуры остается главной в повестке дня".

В заключение А. Морозов подчеркивает: "...вся эта реальная проблематика не представлена на выборах, поскольку не предпринимались попытки объединения исламских политических организаций в один блок на этих выборах. При построении блоков неизбежно высекается искра идеологической дискуссии, спор о стратегиях. А региональная партия Раджабова не нуждается ни в какой идеологии. Президентская кампания в этом отношении будет гораздо интереснее".