Новости по теме

Леонид Сюкияйнен: "Власть должна не вытеснять ислам из политики, а направлять его политическую активность"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Газета "Татарский мир" публикует текст доклада известного востоковеда, знатока мусульманского права Леонида Сюкияйнена на заседании семинара "Татарский вопрос в России". Ученый анализирует "промежуточные результаты" влияния ислама на российское общество и государство в течение последних 15 лет и обосновывает принципы, на которых, по его мнению, должна строиться государственная стратегия в отношении ислама.

Л. Сюкияйнен выделяет "три основных направления" влияния ислама в России: "собственно религиозное, социально-культурное и политическое".

Наиболее заметны изменения в религиозной сфере. Однако, при всех положительных результатах этого процесса, отмечает ученый, быстрый рост религиозной активности российских мусульман не сопровождался столь же быстрым ростом религиозной культуры. "Одна из причин этого явления, - пишет он, - дефицит высокообразованных религиозных лидеров, способных быть для правоверных не только духовными наставниками, но и признанными авторитетами в исламском осмыслении светских проблем, волнующих Россию и всё мировое сообщество. Отрицательную роль играют отсутствие единого религиозного центра, острое соперничество духовных управлений мусульман между собой, а также зависимость некоторых из них от зарубежных исламских организаций, помощь которых далеко не всегда нацелена лишь на решение собственно религиозных проблем российских единоверцев".

Намного более скромны достижения ислама в социально-культурной сфере: "Здесь ислам пока не раскрыл своих возможностей, не стал органичной частью нравственно-интеллектуального обновления страны, не играет заметной роли в формировании культурного и идейного потенциала российского общества. Как и на систему религиозного образования и просвещения, на указанную область негативно влияют недостаток кадров, медленный процесс восстановления традиций и их соединения с достижениями современной исламской мысли...
Незначительны и успехи нынешнего российского ислама в решении социальных проблем нашей страны. <...> ...В целом, вопреки настойчивым утверждениям руководителей мусульманских организаций, делающих акцент на социальную направленность ислама, он не оказывает заметного влияния на российскую жизнь в этом качестве".

Что касается политики, то, по мнению Л. Сюкияйнена, "в целом политический ислам не содействует консолидации общества на демократических основах и упрочению правовой государственности" и "в сегодняшней России наибольшую активность проявляют те, кто придерживается резких, порой радикальных позиций и противопоставляет себя официальной власти. В частности, политический ислам используется для создания дополнительных сложностей в отношениях федерального центра с субъектами Российской Федерации, деструктивного давления на власть, провоцирования выступлений против руководства "мусульманских" республик, нагнетания напряжённости в регионах традиционного распространения ислама". Именно поэтому "деятельность государства по отношению к политическому исламу сводится преимущественно к правоохранительным мерам и операциям силовых ведомств". Активное сотрудничество властей на самом высоком уровне с мусульманскими духовными центрами, по мнению Л. Сюкияйнена, не решает проблему, поскольку "ислам - не только религия и, следовательно, не является предметом исключительных полномочий соответствующих духовных центров, которые порой демонстрируют стремление его монополизировать и даже приватизировать".

Одной из причин сложившегося положения, отмечает исследователь, является "специфика осмысления мусульманскими лидерами и центрами форм и целей своего участия в общественно-политической и культурно-духовной жизни Росси, в решении её социальных проблем, а главное — принципов отношений ислама с властью.
Для идейных позиций российского ислама по этим вопросам характерны существенные расхождения, порой прямо противоположные подходы — от полной лояльности до жёсткой оппозиционности властям, от подчинения исламской аргументации политическим задачам до оценки политики лишь как средства утверждения исламских догм на практике, от акцента на роли ислама как религиозного и духовно-нравственного фактора до упора на неизбежность его вторжения в политику, от ставки на умеренность до подчёркивания назначения ислама быть инициатором крутых перемен в стране".

При этом идеи политического ислама используются наиболее активно именно радикальными деятелями и группами, тогда как "в отличие от них лояльные властям мусульманские центры по разным причинам пока не предложили своей развёрнутой, убедительной и ориентирующейся на исламские критерии позиции по актуальным общественно-политическим проблемам, уходят от прямой содержательной полемики с радикалами и экстремистами, а если и пытаются противостоять им, то делают это неэффективно, избегая острых вопросов и довольствуясь общими декларациями".

Российские же власти склонны "смотреть на ислам как на подозреваемого или даже обвиняемого". Л. Сюкияйнен допускает, что для этого имеются "достаточные основания". "Но, - продолжает он, - беспокойство, которое вызывает у власти ислам, должно заставить её задуматься над таким вопросом: объясняется ли сохранение и даже умножение связанных с исламом проблем только просчётами в работе правоохранительных органов или дело в некорректной оценке их причин, которая снижает эффективность принимаемых по их устранению мер?"

По мнению ученого, государство должно иметь продуманную стратегию в отношении ислама. Причем решением этой проблемы должны заниматься не только правоохранительные органы, а все уровни власти. С другой стороны, реальное наполнение должен получить "тезис о большом духовно-нравственном потенциале ислама и его отчётливой социальной направленности". Хотя "это - задача в первую очередь самих мусульман, их идеологов и центров", все же "государственная политика в состоянии стимулировать этот процесс, направить его в такие рамки, которые удовлетворяют потребности не только мусульман, но и всего общества". Государство, уверен Л. Сюкияйнен, должно "не вытеснять ислам из политики, а направлять его политическую активность и лежащую в основе последней исламскую политическую идеологию в русло, отвечающее интересам России". При этом власти неизбежно придется "занять чёткую позицию по отношению как к тем принципам ислама, которые она разделяет и поддерживает, так и к несовместимым с принципами современного демократического общества исламским концепциям".

В качестве позитивного - с точки зрения государства - потенциала ислама Л. Сюкияйнен особо выделяет его правовую культуру, шариат. По его мнению, "там, где большинство населения составляют мусульмане и ислам является одной из несущих опор общества, традиционного уклада жизни и мировоззрения граждан, светская власть действует в условиях в значительной мере несветского, мусульманского общества. Поэтому, чтобы влиять на такое общество, управлять им, государство в своей политике не может не учитывать его исламской составляющей (которая, правда, тесно переплетается с местными обычаями и традициями). И не просто принимать во внимание исламские институты, нормы и ценности, но и целенаправленно использовать их, соизмерять с ними свои шаги". "Обладая авторитетом в глазах мусульман, мусульманское право само выступает в качестве инструмента легитимации по отношению к позитивному законодательству. Для мусульман исключительно важно осознавать, что действующее законодательство по крайней мере не противоречит ценностям шариата", - пишет ученый. "Попытки же поддерживать ислам без шариата, к чему настойчиво призывают некоторые исследователи, приведут лишь к тому, что этот мощный политико-идеологический инструмент останется в руках исламских радикалов", - уверен он.