Известный православный публицист диакон Андрей Кураев обосновывает необходимость воспитания новой православной элиты, которая могла бы на равных конкурировать с элитой светской и содействовать укреплению православных ценностей в обществе. По его словам, "национальной бедой" является то, что "в нашей массовой церковной проповеди, психологии нет вкуса к жизни. Постоянно проповедь конца, ужаса, поражения, бегства. Нет призыва активного вхождения в современную жизнь и преобразования ее". Между тем, убежден А. Кураев, "в молодых православных людях надо воспитывать вкус к карьере, к жизненному успеху. <...>
Монахов у нас хватает (в России их около 8 000). Церкви, может быть, более всего не хватает сегодня людей, способных профессионально работать в светских структурах, но с православной мотивацией.
Будущее православной России зависит от того, сможем ли мы обосновать и воспитать в наших молодых прихожанах "вкус к карьере" — к такой карьере, которая совершалась бы не в ущерб воцерковленности человека, а 'за послушание'".
"Не может быть православной России без православной элиты, - пишет А. Кураев. - Делегировать в государственные и общественные элиты наших бабушек уже несколько поздно. Туда можно стартовать только молодых. А чтобы они согласились идти этим путем карьерного роста (а как еще попасть в элиту?), их духовники должны привить им соответствующую мотивацию. Значит, в молодого прихожанина надо уметь заронять не только мечту о монашестве, но и нечто другое. Хотя бы часть из наших молодых прихожан и неофитов надо уговаривать оставаться в том звании, в котором они призваны. Ты хочешь служить Христу? Но это можно делать не только в рясе. Стань добротным профессионалом, добейся успеха ради Христа, а не ради номенклатурных благ. И то влияние, которое ты со временем сможешь приобрести, обрати на пользу своего народа и Церкви".
А. Кураев полагает, что отсутствие общественно и политически активной православной элиты чревато для православных утратой влияния в пользу мусульманских элит: "...с устрашающей правдивостью звучат слова одного русского мужика. Он живет в Саратове, прошел Афганистан, а в Церковь так и не пришел, но как-то точно подметил: "У меня есть друзья татары, есть русские друзья. Я бываю в их мечетях, захожу и в наши храмы. Но смотрите: у них в мечетях стоят молодые, вдобавок мужики, а у нас — женщины, вдобавок — старушки. Мы проиграем". Надо еще помнить, что ислам не признает отделения религии от политики. У мусульман есть тяга к политическому активизму. Коран их ориентирует на обретение политической власти. Мы же с нашим рефреном о том, что "мы вне в политики" рискуем однажды опять стать жертвами политики — на этот раз уже российско-мусульманской. Боюсь, что скоро для защиты наших детей от очередной школьных экспериментов мы должны будем идти на прием к мусульманским депутатам Госдумы".
По мнению А. Кураева, общественная деятельность Церкви ни в коем случае не должна ограничиваться работой с заключенными, обездоленными и инвалидами: "...повернуть всю Церковь к работе с маргинальными слоями — это самое страшное, что может сейчас произойти с Церковью. А именно в эту сторону нас тщательно подталкивают: идите к маргиналам и маргинализируйтесь вместе с ними.
Не надо топить православие в социальном болоте.
Не надо замуровывать Церковь в прошлом.
Недруги Церкви хотели бы видеть нас зацементированными нашим прошлым. И многие собственно церковные люди чувствуют себя уютнее вдали от современной культуры и жизни. Но неужели не понятно, что со своими нынешними гипертрофированными страхами, с мечтой о православном гетто, с чаянием ухода "в келью под елью" мы гробим будущее православной России?"
См. комментарии:
На статью А.Кураева откликнулся автор GlobalRus Д.Данилов. По его мнению, "православная мотивация" ничего не изменит принципиально в существующем положении дел. "Административный ресурс" и "благожелательное" отношение со стороны бизнесменов - а именно этого можно ожидать от "православно мотивированных" людей, сделавших карьеру, - и так используется Церковью.
Ключевыми же в статье Кураева Д.Данилову видятся рассуждения о том, что "монахов у нас хватает (в России их около 8000)". Д.Данилов категорически не согласен с этим рассуждением, полагая, что данное количество для православной страны - ничтожно мало: "Дело даже не в количестве (всего по 12 монахов на монастырь), а в том, что не слышен их голос. В том, что монашество не является тем самым "центром влияния", через который церковь могла бы транслировать свое послание миру".
Чтобы Церковь могла разговаривать с миром не с "мирских" позиций, а с "надмирной", как ей и подобает, необходим приток в монашество "людей искренне верующих, сильных, на деле стремящихся к святости, имеющих тягу к аскетической жизни, образованных, одаренных не только духовно, но и интеллектуально. То есть, именно тех, кому д. Андрей предлагает прививать "вкус к карьере"". Именно это, считает Д.Данилов, позволит изменить облик сегодняшней РПЦ и привлечь "более серьезных и сильных людей, в том числе и ориентированных на мирскую карьеру, социально успешных".