29 июня 2007 г. представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов выступил на всероссийской научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России" с докладом о роли Церкви в обществе. Этот доклад необычен для высокопоставленного чиновника, поэтому мы отметим его основные положения.
А.Коновалов начал с критики того поворота, который произошел в социальном учении Католической Церкви в 60-е годы прошлого века. Коновалов убежден, что в результате РКЦ способствовала "абсолютизации гражданских свобод, гипертрофированной автономности гражданского общества" и т.д., а в итоге - секуляризации западного общества и "утрате им христианских идеалов". Более того, по мнению Коновалова, "антропологическое учение Рима приобретает практическую и очевидно политизированную направленность, сегодня Римо-католическая Церковь являет собой, по сути, транснациональную правозащитную мега-организацию". Протестантов Коновалов осудил еще жестче.
РПЦ должна выработать свой подход к участию в социальной жизни, не ведующий к аналогичным последствиям. Коновалов согласен, что "Основы социальной концепции РПЦ" формулируют верный подход, но утверждает, что реализуется он мало, т.к. одни православные устраняются от мира, а другие заняты бизнесом и иными мирскими делами, не связанными реально с миссией Церкви.
Далее полпред Президента дает свои рекомендации, как организовать "разделение труда" в РПЦ. Мирянские организации должны активно участвовать в социальной жизни. в т.ч. конкурировать за правительственные гранты на социальные проекты. Руководству приходов, монастырей и духовных учебных заведений Коновалов советует концентрироваться не столько на социальной деятельности, сколько на внутрицерковных проблемах - от богослужебной практики до "всемерного улучшения духовнической практики, которая сегодня в России серьезно 'хромает'". Епископату же и старцам Коновалов рекомендует сосредоточиться на сохранении канонов и выработке церковной позиции по острым общественным проблемам (к числу таковых он отнес коллизии вокруг ИНН, паспортов и т.д.).
Завершил свою речь Александр Коновалов так: "Авторитет Церкви в области вероучения in definitio не нуждается в каких-либо доказательствах и апробации; социальная же ее деятельность вправе претендовать на эксклюзивное и льготное положение только на основе демонстрации реальной дееспособности и эффективности инициируемых и реализуемых Церковью проектов. Стабильное и авторитетное положение Церкви в современном российском обществе должно происходить не из накапливания суммы эксклюзивных практик 'добрых отношений' церковных организаций с симпатизирующими им людьми, наделенными компетенцией принятия управленческих решений либо праведно или неправедно нажитым капиталом, а из системной пропаганды и демонстрации Церковью жизненной силы своего учения в современных условиях. Признаком адекватности положения Церкви в социальной сфере способно послужить действенное недекларативное законодательство о религиозных объединениях, а весьма желательным его условием - надлежащее исполнение государством своих обязательств перед гражданским обществом в части восстановления и поддержания в порядке памятников истории и культуры, обеспечения доступа граждан к культурному и духовному наследию России, создания необходимых условий для вовлечения религиозных организаций традиционных российских конфессий в посильное им несение бремени социальных функций".