13 мая 2011 года «Русская линия» опубликовала мнения московских священников по поводу социологического опроса, показавшего, что четверть россиян «считает политическую активность РПЦ чрезмерной».
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине, убежден, что «именно в общественно-политическом плане Церковь как раз недостаточно активна». По его мнению, «активизировалась миссия православия в нашей стране, но <…> мы практически не слышим протеста против социального неравенства, против коррупции». Священник призывает «более активно участвовать в социальных программах, активней призывать государство к сотрудничеству в решении проблем бедных и бездомных», «более активно противостоять коррупции, роскоши, излишнему обогащению», доносить «до людей призыв Церкви к скромности».
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, выделяет три основных причины неприятия обществом политической активности Церкви. Одна из них – неприятие «традиционных нравственных ценностей, тех установок, которые даются православной Церковью». Вторая – присутствие среди активного духовенства людей, которые «не всегда могут адекватно, глубоко, сдержанно и корректно представлять позицию Церкви». Третья – изменение отношения к Церкви «людей диссидентского склада». По его мнению, «ранее, когда Церковь была бедной и гонимой, [такие люди] сочувствовали ей, исходя из либерально-гуманистических представлений» - «теперь, когда Церковь становится значимым и активным участником общественных процессов, отношение поменялось».