Включение сборника хадисов "Сахих аль-Бухари" в Федеральный список экстремистских материалов побудило мусульманских деятелей, политиков и экспертов прокомментировать признание мусульманской литературы экстремистской.
Председатель ДУМ Саратовской области муфтий Мукаддас Бибарсов считает, что запрет популярных религиозных изданий экстремистской литературой свидетельствует о несовершенстве судебной системы:
«Ручное точечное реагирование и отмена судебных решений, как это было с Бхагават Гитой и вызвало дипломатическое реагирование со стороны Индии в связи с массовым возмущением индийцев, как это было с Кораном в 2015 году и вызвало массовые протесты и жёсткие заявления известных российских востоковедов, политических и общественных деятелей – это демонстрирует слабость и недостаток нашей судебной системы в данном конкретном поле. Ответственные государственные деятели должны устранить этот недостаток с тем, чтобы эта трещина не расширялась, вовлекая в проблему массы российских и зарубежных мусульман и давая повод внешним оппонентам для манипулирования и интриг».
Он призвал «сопричастных ответственных лиц, муфтиев, представителей власти и науки, погрузиться в проблематику запрета мусульманской литературы с тем, чтобы прекратить легкомысленное и пренебрежительное отношение к классическим важнейшим мусульманским книгам, сформулировать и реализовать систему издания исламских трудов, необходимых для российских мусульман, которые бы соответствовали внутри мусульманским религиозным требованиям, вызывали интерес со стороны исследователей, были защищены от необоснованных экспертиз и запретов».
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин напомнил, что под запрет попал «не оригинальный текст „Сахих Аль Бухари“, а одна конкретная книга на русском языке, изданная в 2007 году».
Он предложил создать «общероссийский богословский орган по предпечатной экспертизе религиозной литературы». Он уверен, что «корень проблемы запрета религиозной литературы лежит не в предвзятости судов, а в том, что суждения об экстремистской направленности того или иного текста выносятся на основании психолого-лингвистического, а не теолого-богословского анализа». «Предпечатная богословская экспертиза книг могла бы снять многие вопросы с повестки дня»,— полагает муфтий.
Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал пересмотреть решение о запрете "Сахих аль-Бухари". По его словам, «миллионы мусульман России находятся в недоумении: как исповедовать религию, если в стране начинают запрещать канонические религиозные издания?».
Президент Института религии и политики Антон Игнатенко предложил российским мусульманам оспорить решение о признании сборника хадисов "Сахих аль-Бухари" экстремистским, поскольку это решение касается только одного издания.
«Пусть и светские юристы подключатся и помогут подготовить и направить такую апелляцию в верную инстанцию. Если она вынесет решение применительно к экстремистской части конкретной книги и не станет так широковещательно объявлять авторитетнейший сборник хадисов экстремистским, то это, уверен, снимет горький осадок от неловкого шага в сердцах мусульман», - сказал Игнатенко.
Координационный центр мусульман Северного Кавказа предложил увеличить список религиозной литературы, которая не может быть признана экстремистским материалом, разработав соответствующие поправки к действующему законодательству.
«В частности, мы считаем необходимым признание не подлежащим экспертной оценке оригиналы комментариев и толкований Корана, сборников хадисов (изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха) и их комментарии, а также общепринятых трудов исламских ученных четырёх правовых школ (Ханафитский, Маликитский, Шафиитский и Ханбалитский мазхабы). Данные труды мусульмане считают каноническими и частью религии Ислам.
Также видится целесообразным создание на федеральном уровне единого экспертного богословского совета для профессиональной оценки иной религиозной литературы», - говорится в заявлении.
4 сентября Рамзан Кадыров сообщил, что Администрация Президента РФ изучит ситуацию с запретом "Сахих аль-Бухари".
Напомним, перевод сборника хадисов "Сахих аль-Бухари", опубликованный издательством «Умма» в 2007 году, Лаишевский районный суд Татарстана признал экстремистским материалом 9 декабря 2021 года. 5 июля 2022 года это решение подтвердил Верховный суд республики, а 29 августа Минюст включил сборник в Федеральный список экстремистской литературы.