13 и 14 декабря 2010 были опубликованы отклики христианских и мусульманских лидеров на события, развернувшиеся в Москве на Манежной площади 11 декабря 2010 года.
Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин призвал власти уделить "пристальное внимание национальной политике, формированию интернационализма, нейтрализации ультранационализма и профилактики ксенофобии", а молодежь, прежде всего мусульманскую, "не поддаваться на провокации, не дать себя втянуть в чужие планы, не выходить на безрассудные акции и вести себя в соответствии с законом и нормами общепринятой морали".
Прот. Максим Козлов, настоятель университетского храма св. Татианы, заявил: «Никакое неконтролируемое насилие и нанесение ущерба здоровью и безопасности других людей не есть путь для православного человека, но с другой стороны важно понять, что вышедшие на площадь люди — наши соотечественники и русские люди. Они — пусть безотчетно, пусть неправильно — но высказывали протест, который лежит на сердце».
Прот. Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) считает, что "необходимо срочно организовать диалог власти, диаспор и организаций коренного населения при участии религиозных общин, представителей российских сословий". "Путь широкого диалога, - по его мнению, - является единственным путем к мирному будущему".
В то же время, прот. Всеволод Чаплин подчеркивает, что "если представители диаспор по-прежнему будут себя вести вызывающе и нагло, могут произойти массовые и кровопролитные столкновения на национальной почве, и, поскольку это столица, эти столкновения перевернут всю Россию". Он считает, что "наглое и развязное поведение некоторых представителей диаспор и связанных с ними криминальных структур <…> не приемлется абсолютным большинством нашего общества, а значит, должно быть прекращено".
Позиция главы Церкви еще более радикальная. Патриарх Кирилл настаивает, что события 11 декабря высветили три существующие в обществе проблемы: хулиганство; наличие в обществе сил, "которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию" и которые способны превратить существующую в России национальную проблему в политическую провокацию (особенно накануне выборов 2012 года) и, наконец, саму проблему межэтнического взаимодействия, в частности – "возникновение криминальных радикальных этнических групп", которые "немедленно провоцируют реакцию большинства, тоже радикальную".
По мнению патриарха, для решения этих проблем "нужно создать невыносимые условия для деятельности любых радикальных групп как среди этнических меньшинств, находящихся в диаспоре, так и среди коренного большинства. Для этого требуются усилия власти, общественных организаций, Церкви, других представителей религий".
Более осторожен в своих высказываниях секретарь Ивановской епархии игумен Виталий (Уткин): "Чего нельзя делать, так это рукоплескать погромщикам и подстрекать к дальнейшим беспорядкам <…> Наша власть – зеркало нас самих. И не «кавказцы», Чубайс или «менты» виноваты в том, что наше общество таково, каково оно есть, - цитирует его блог портал "Православие и мир". - Нельзя хвалить, героизировать или оправдывать террор. Иначе этот террор обрушится на нас самих. Ведь все мы можем оказаться на том перроне метро, куда ворвется озверевшая толпа «реальных пацанов». <…> Всё это – результат политтехнологий, закулисных действий тех или иных сил, которые раскачивают государственную лодку".
"Нельзя с разочарованием не заметить, что каждое слово духовных лидеров, сказанное по поводу беспорядков в центре Москвы, повлекших жертвы, можно было заранее предугадать, - - комментирует высказывания религиозных деятелей газета "НГ-Религии". - Реакция представителей духовных традиций, в более благополучные моменты отзывающихся на каждое малозначительное событие, в этот раз была на удивление запоздалой и неубедительной. В минуты роковые становится очевидным, что у нашего общества за годы религиозного возрождения не только не пробудился «мирный дух», а, наоборот, нравы стали жестокими до предела".
16 декабря
2010 года был опубликован комментарий епископа РПАЦ Григория (Лурье).
В своем комментарии епископ Григорий расценивает события на Манежной площади как проявление определенной гражданской позиции: «Сегодня необходимо признать: националистические движения сейчас оказались наиболее организованной частью гражданского общества. Именно гражданского общества, а не чего-то иного. Частью гражданского общества являются и движения в защиту архитектуры, культуры, природы, прав детей и инвалидов. Но все эти движения не так понятны и не так близки массам русского населения, как необходимость противостоять этнической преступности».
«Мирное разрешение поставленных националистами вопросов, - как считает епископ, - лежит в плоскости создания механизмов прямой демократии. В дальнейшем, очевидно, институты представительной демократии также должны будут измениться, но это, все же, вторично. Первично – дать народу возможность в вопросах своей повседневной жизни самостоятельно диктовать свою волю <…> бюрократии. Федеральная власть может постараться такую возможность народу дать, а может постараться не дать, коль скоро она сама произведение вышеописанной бюрократической касты. В первом случае Россия имеет шанс на создание стабильного государственного управления, во втором случае – неизбежна еще одна гражданская смута, которой Россия как единое государство может не выдержать».
Но нужно помнить при этом, что «механизмы непосредственной демократии ставят на повестку дня вопросы морального авторитета, в том числе - авторитета религиозных организаций и религиозных деятелей».