В передаче "Русский взгляд" 29 февраля 2004 г. было сообщено, что российская премьера нашумевшего уже фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы" намечена прокатчиками на четверг в Страстную неделю. Представитель прокатчиков подчеркнул, что хотел бы, чтобы все православные посмотрели этот фильм.
Против премьеры в Страстную неделю выступил о. Всеволод Чаплин, который заявил, что, даже если фильм очень хорош (а он его пока не видел), показ его на Страстной неделе не будет понят верующими. Далее о. Всеволод порекомендовал бизнесменам сперва консультироваться, чтобы не задеть чувства верующих.
Почему именно верующие будут оскорблены, о. Всеволод не пояснил.
В той же передаче в поддержку показа этого фильма выступил известный православно-патриотический деятель от кинематографа Николай Бурляев. А диакон Андрей Кураев выступил против, так как ему представляется опасной для души идентификация Христа с исполняющим его актером.
"Русский взгляд". 2004. 29 февраля
В марте представители Русской православной церкви заявили журналистам, что фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы" "является уместным, чтобы показать его в России". В предварительном просмотре картины участвовали, в частности, игумен Даниил (Ишматов) - бывший кинорежиссер, завкафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского богословского института Андрей Третьяков, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.
"Произведение высокого искусства", "новый этап в экранизации евангельских сюжетов" - так отозвался о фильме Гибсона игумен Даниил. В Лебедев не рекомендует смотреть этот фильм детям и людям с повышенной чувствительностью, поскольку сцена распятия показана чрезмерно натуралистично. "Пусть лучше смотрят Дзефирелли", - считает он.
Избыточная натуралистичность, по мнению А.Третьякова, объясняется пристальным вниманием старокатоликов, из семьи которых происходит режиссер, к "чувственной стороне события". Председатель общества "Радонеж", однако, полагает, что "на самом деле было еще страшнее", и Гибсону "показать Богочеловека Христа не получилось".
Антисемитизма, в котором многие упрекают фильм на Западе, православные эксперты не усмотрели.
Окончательное "мнение Церкви выскажет Святейший Патриарх", решили участники пресс-конференции.