Депутаты Законодательного собрания Красноярского края обратились в территориальное управление по антимонопольной политике с просьбой проверить рекламный ролик компании "Билайн", в котором главными действующими лицами являются "мобильные вампиры". В интервью "Газете" один из подписавшихся под обращением депутат Юрий Швыткин заявил: "К нам обращаются избиратели - в основном верующие люди, - чьи религиозные чувства оскорбляет эта реклама. Само слово "вампир" является оскорбительным - это кровопийца".
В самой компании с этим не согласны. "Мы не сделали ничего такого, что бы вызвало обращение в ФАС, - сказала в беседе с корреспондентом газеты менеджер "ВымпелКома" по связям со СМИ в Сибирском федеральном округе Наталья Рыжкова. - Это лишь художественный образ. Наши вампиры совсем не страшные, нет в этой рекламе никаких кровавых сцен, ничего, что могло бы оскорбить религиозные чувства. Но мы оставляем право решать антимонопольным органам".
Ситуацию также прокомментировал замначальника территориального антимонопольного управления Олег Харченко (пока, правда, обращение депутатов в это ведомство не поступило): "Признаки нарушения статьи 8 закона о рекламе тут есть, но необходимо определить ту группу, которую оскорбляют. Упор делается на оскорбление неких религиозных чувств. Для этого нам надо определить, кого, собственно, это оскорбляет, какие конфессии затронуты. Может, сатанистам это и нравится. У нас, между прочим, управление тоже многоконфессиональное".
Местная епархия РПЦ от комментариев отказалась. А рекламщики склонны видеть в инициативе народных избранников происки конкурентов. Хотя конкуренты "Билайна" говорят, что у них действия депутатов вызывают недоумение. "Чувства верующих эта реклама может оскорбить не более, чем романы Брэма Стокера, которые есть во всех книжных магазинах, - сказал в интервью "Газете" представитель МТС Илья Стахеев. - Другое дело, что можно подвергать сомнению художественную и маркетинговую ценность данного рекламного сообщения. Но согласитесь, с каким рекламным образом себя ассоциировать - это уже личное дело потребителя".
Против ролика высказались также мусульмане Красноярского края, сообщает Ислам.Ру.
1 февраля в газете "Коммерсантъ" было опубликовано заявление Общества защиты прав потребителей в области связи и телекоммуникаций. По мнению авторов этого документа, представленный в злополучном рекламном ролике "зрительный ряд является не чем иным, как использованием антидуховных символов, задевающих религиозные чувства граждан и содержащих открытый вызов обществу".
Поэтому Всероссийское общество защиты прав потребителей в области связи заявляет, что присоединяется к протестам против ролика про "мобильных вампиров" и обращается с соответствующими запросами в Федеральную антимонопольную службу, комитет ГД по информационной политике и комитет ГД по культуре и туризму.
Экспертный совет по рекламе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не выявил нарушений рекламного законодательства в ролике "Мобильные вампиры". Большинством голосов было решено не давать "Вымпелкому" рекомендации снять ролик с эфира. По мнению экспертов, с филологической точки зрения словосочетание "мобильные вампиры" аналогично словосочетанию "энергетические вампиры", а значит, не имеет отношения к религиозным чувствам. Кроме того, как отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Кошеваров, "никто не обладает точным знанием, как выглядят вампиры".
Привалов П. Нужна ли нам такая телереклама: Заместитель председателя комитета ГД по информационной политике Александр Крутов выступил против рекламы "мобильных вампиров" // Независимая газета. 2006. 26 января. ("На мой взгляд, сегодня в России идет пропаганда сатанизации.Мы видим в журналах, на телевидении, в рекламе, в сериалах, в кино - вампиров, колдуний, бесов, сатану... И вся эта гадость культивируется и подается как нормальное явление. О чем это говорит? Я считаю, что сегодня люди утратили знание о Боге. Они настолько далеко отошли от Бога, что даже не пытаются узнать и понять, что такое добро и что такое зло".)
Протоиерей Вячеслав Караулов: зачем нужны упыри на телеэкране? // Религия и СМИ. 2006. 26 января. (Статья из "Комсомольской правды".)