Дискуссии о "религиозном экстремизме" неизбежно затрагивают и тему религиозного фундаментализма, хотя эти два феномена, при всей неоднозначности их контуров, явно лишь пересекаются, но не совпадают.
Пока мы предлагаем Вашему вниманию две подборки материалов - на сайте "Религия и СМИ" (особо рекомендуем статью К. Костюка) и на личной странице А. Верховского (полезный обзор содержится в опубликованной здесь статье о борцах против ИНН).
Впрочем, есть также мнение, что радикальные группировки в РПЦ и около нее не могут называться фундаменталистскими.
На семинаре в Центре Карнеги политолог Валерий Соловей сказал, что в России "не существует православного фундаментализма. Этот термин неискушенные наблюдатели используют для обозначения смеси естественного консерватизма с религиозной политикой, проводимой православными братствами и религиозно-общественными организациями. Интеллектуально-идеологические основания последних зиждятся на доморощенной мифологии, сакрализации некоторых периодов национальной истории и отдельных политических фигур, а не на Писании; в то время как их цели вполне политические и земные. Ввиду преобладающей обмирщенности современного русского общества религиозная политика не способна вызвать серьезную "внешнюю" социальную динамику, хотя на внутрицерковную ситуацию эта политика, несомненно, влияет. Теоретическая возможность православного фундаментализма была утеряна со смертью митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского (Снычева), а то, что ныне претендует на это самоназвание, представляет собой парафундаментализм - имитационное, подражательное явление, проявляющееся исключительно в экзальтированном жесте".