Новости по теме

НРД и молодежь

Обозреватель "Портала-Credo.ru" Борис Кнорре рассуждает о факторах, благодаря которым "нетрадиционные" религиозные движения могут оказаться привлекательными для молодого поколения. По его мнению, поскольку существует особая молодежная субкультура, религия, чтобы стать популярной среди молодежи, "в одном из вариантов, должна либо усвоить элементы этой молодежной субкультуры: языка, стиля, пафоса и т.д, либо - в другом варианте, найти такую молодежь, которая с этой субкультурой не связана или хочет с ней расстаться". В этих условиях определенное преимущество получают разного рода "харизматические" христианские движения: они динамичны; они активно используют в своей практике элементы поп-культуры (музыку, жаргон); для них характерны "религиозно-мотивированный пафос свободы" и "теология процветания"; они предлагают верующим усвоить "от силы десяток истин"; им не нужны большие и дорогостоящие культовые здания; они эксплуатируют "игровой элемент", что оказывается привлекательным для молодежи. По мнению Б. Кнорре, "харизматический контингент" составляют люди, имеющие либо высшее техническое, либо среднее специальное образование, а также спортсмены, молодые офисные клерки или специалисты, задействованные в сфере массового обслуживания. Высокообразованные гуманитарии, как правило, предпочитают религию посерьезней".

Привлекательными для молодежи являются и "модернизированные восточные культы. Ведь им также присущи универсализм и идеология контркультуры, а одной из характерных форм популяризации этих культов является та же поп-музыка. <...> Нужно отметить, что здесь налицо черты, которые существенно отличаются от неопротестантских, в частности, мистический эклектизм, стремление к экстазу, освобождающему импульсы подсознания, свобода от многих навязываемых социальных норм жизни. При этом существенной чертой оказывается этический релятивизм". В то же время, отмечает Б. Кнорре, в 90-е годы интерес к подобным движениям (в основном неоиндуистской направленности) упал, а "остающиеся на поверхности" неотантристские культы привлекают не всех: "Немногочисленная молодежь, которая "клюет" на такую "религию", в возрастном отношении стоит уже за гранью "дискотечного возраста". В заключение автор задается риторическим вопросом о том, "какую культуру смогут в дальнейшем породить такие религии и насколько они смогут сохранить свою собственную религиозность..."