Новости по теме

Юлия Ушакова об "атипичной религиозности" в современной России

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Филолог, церковный публицист, преподаватель Воронежской духовной семинарии Юлия Ушакова рассуждает о том, какие "секты" наиболее распространены сегодня в России и с чем связана их популярность. Начинается статья с исторического экскурса, причем особое внимание уделено отношениям большевиков с "сектантами" в 1920-е гг. Далее автор переходит к постсоветскому периоду и констатирует, что "распад СССР и смена политической системы в одночасье изменили не только привычные для большинства социальные устои, но и основательно перепахали ниву :научного атеизма;. В результате, "старые русские ереси оказались неконкурентоспособными и невостребованными в постсоветском обществе — не тот менталитет, не те финансовые и организационные возможности".

По словам Ю. Ушаковой, "возродились и значительно приумножили свои ряды лишь секты, принадлежащие к международным организациям с зарубежными центрами управления: баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники". При этом, с ее точки зрения, "изменилось наполнение понятия :секта;. Если в дореволюционной литературе слово :секта; употреблялось в том значении, в котором оно вошло в обиход на Западе с XIII века, то в сегодняшней России секты (известные, малоизвестные и ранее неизвестные) пополняются и формируются преимущественно за счет бывших :условных атеистов;, что возвращает слову "секта" его изначальную этимологию: сектой в античном мире назывались последователи нетрадиционных (не вписывающихся в культурную парадигму) философских учений".

Ю. Ушакова отмечает, что влияние "сектантов" слабее, чем обычно считается: "В наших либеральных СМИ иногда утверждается, что членами различных сект стали 2 миллиона молодых людей. Кто вбросил эту цифру, неизвестно, но она высосана из пальца. При всех стараниях :западных культов; их улов в молодежной среде невелик. <...>
Западные культы притягивают по преимуществу :тех, кому за тридцать; (в меньшей степени тех, кто еще не достиг тридцати). Стало быть, приверженцы западных сект вошли в постсоветскую историю не в детском возрасте".

Автор полагает, что деятельность западных миссионеров в России поддерживается США, преследующими в данном случае "политический интерес" (при этом подчеркивается, что " объектом :евангелизации; стали русские; в регионах с традиционно исламской ориентацией активной деятельности зарубежных :евангелизаторов; не наблюдается"). Но несмотря на это (и "на информационную поддержку либеральной прессы"), "приток неофитов в западные секты сокращается". Их главная задача теперь - " удержать завоеванные позиции и вписаться в российское общество".

По мнению Ю. Ушаковой, "первоначальный успех западных миссионеров определялся не уровнем их богословского образования и методической подготовки... а психологическим настроем и ментальностью аудитории. Ментальность же аудитории была вполне адекватна ментальности миссионеров — обе стороны, мягко выражаясь, чужды какой бы то ни было умственной рефлексии; на том же уровне находится общегуманитарное образование; обе стороны существуют вне исторических границ православной духовной традиции: миссионеры — будучи американцами, аудитория — по причине религиозного одичания простого советского человека (и в этом аспекте принципиального различия между бывшими атеистами и теми, кто в душе верил в существование :неведомого Бога;, нет)". Но с конца 1990-х гг. все большее влияние приобретают культы отечественного происхождения: "наши" потеснили новые религии, пришедшие с Запада". Но, оговаривается автор статьи, "отечественный :Нью Эйдж; во всех его проявлениях преследует ту же цель, что и западный: вытеснение христианства, в России — православия, на обочину истории".

В заключение Ю. Ушакова задается риторическим вопросом :Кто победит?;. По ее словам, "было бы отрадно надеяться на здравый смысл, который подвигнул бы наших чиновников серьезно подумать о концепции национального и общегуманитарного образования. Незнание, непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают молодого человека свободы выбора. Свободным ведь может быть только осознанный выбор.
Подогревать же нездоровое любопытство к оккультизму и магии ради торжества либеральной идеи — о других мотивах умолчу — дело неблагородное и неблагодарное".