Собеседники газеты признают, что российские СМИ далеко не всегда корректны при освещении темы ислама.
"Российские СМИ не все делают для того, чтобы избежать такого негативного восприятия и оценки ислама. СМИ в этой ситуации могли бы делать намного больше и не нагнетать обстановку. Я бы не стал утверждать, что в российских СМИ присутствует какая-то антиисламская информационная политика. Хотя большинство материалов, появляющихся в газетах и журналах, работает именно на это", - констатирует сотрудник Института государства и права РАН Л.Сюкияйнен.
Председатель Союза мусульманских журналистов Али Вячеслав Полосин считает, что "антиисламская информационная политика присутствует в российских СМИ, но не со стороны государства, а со стороны определенных кланов и корпораций, которые специально лоббируют эту тему".
Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль усматривает "рассчитанную провокацию" в призывах "помочь Европе освободиться от мусульман" (очевидно, имеется в виду программа "Времена" В.Познера, вызвавшая возмущение российских мусульман - Ред.). Али Вячеслав Полосин полагает, что данную "провокацию" В.Познер устроил "не от недостатка профессионализма, а чтобы вызвать определенную реакцию в обществе".
Ведущий сотрудник Института востоковедения РАН отмечает, что СМИ зачастую не делают различий между терроризмом, ассоциирующемся у многих с исламом, и криминалом: "Очень часто в СМИ звучат заявления о международном терроризме, хотя на самом деле идет речь о криминальном терроре".
Председатель Союза мусульманских журналистов призывает освещать любые события, в том числе и в мусульманском мире, исходя из "презумпции невиновности", говорить только о проверенных фактах, а государству следует "следить за тем, чтобы в СМИ гипотезы не выдавались за истину".
К "презумпции невиновности" призывает и Л.Сюкияйнен: "СМИ должны показать, что в идейном наследии ислама, в его истории кроме экстремистской направленности была совершенно противоположная линия. И сейчас в исламе имеется большой потенциал толерантности, умеренности, склонности к компромиссу и диалогу. Но эта сторона почему-то остается в тени".
Член научного совета Московского центра Карнеги А.Малашенко также считает, что у российских мусульман "есть чему поучиться", в частности, их достойному поведению "деле о хиджабе".
Лидер движения "Евразия" Александр Дугин полагает, что снижению антимусульманских настроений могла бы способствовать выработка государством "своей национальной идеи".
Али Полосин считает, что "проблемы исламского экстремизма нет. Есть проблема экстремизма вообще". И не последнюю роль здесь играет социальная обстановка в "мусульманских" регионах, в частности, на Северном Кавказе, где высокий уровень безработицы побуждает многих молодых людей уходить в вооруженные отряды и экстремистские организации. Об этом аспекте СМИ говорят очень мало.
А.Малашенко отмечает, что формированию антиисламских настроений могут способствовать не только СМИ. Например во время военно-исторического представления на Бородинском поле в качестве условного противника была представлена группа людей с повязками на лбу с надписями "Аллах Акбар!", что А.Малашенко расценивает как "разновидность пропаганды".
Имам-хатыб московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов в интервью "Новым известиям" также отмечает негативную роль "информационного терроризма" в формировании антимусульманских настроений в обществе: "Приведу лишь один пример. По телевидению несколько раз (и каждый раз после очередного теракта) показывали авторскую программу Аркадия Мамонтова с примечательным названием "Чужие", в которой съемки терактов чередовались с показом молитв, совершаемых в наших мечетях. Возникает иллюзия, что вот эти бандиты и молящиеся - одни и те же люди".