Новости по теме

Российские исламоведы, журналисты и общественные деятели - об информационной политике российских СМИ в отношении ислама

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Собеседники газеты признают, что российские СМИ далеко не всегда корректны при освещении темы ислама.
"Российские СМИ не все делают для того, чтобы избежать такого негативного восприятия и оценки ислама. СМИ в этой ситуации могли бы делать намного больше и не нагнетать обстановку. Я бы не стал утверждать, что в российских СМИ присутствует какая-то антиисламская информационная политика. Хотя большинство материалов, появляющихся в газетах и журналах, работает именно на это", - констатирует сотрудник Института государства и права РАН Л.Сюкияйнен.

Председатель Союза мусульманских журналистов Али Вячеслав Полосин считает, что "антиисламская информационная политика присутствует в российских СМИ, но не со стороны государства, а со стороны определенных кланов и корпораций, которые специально лоббируют эту тему".

Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль усматривает "рассчитанную провокацию" в призывах "помочь Европе освободиться от мусульман" (очевидно, имеется в виду программа "Времена" В.Познера, вызвавшая возмущение российских мусульман - Ред.). Али Вячеслав Полосин полагает, что данную "провокацию" В.Познер устроил "не от недостатка профессионализма, а чтобы вызвать определенную реакцию в обществе".

Ведущий сотрудник Института востоковедения РАН отмечает, что СМИ зачастую не делают различий между терроризмом, ассоциирующемся у многих с исламом, и криминалом: "Очень часто в СМИ звучат заявления о международном терроризме, хотя на самом деле идет речь о криминальном терроре".

Председатель Союза мусульманских журналистов призывает освещать любые события, в том числе и в мусульманском мире, исходя из "презумпции невиновности", говорить только о проверенных фактах, а государству следует "следить за тем, чтобы в СМИ гипотезы не выдавались за истину".

К "презумпции невиновности" призывает и Л.Сюкияйнен: "СМИ должны показать, что в идейном наследии ислама, в его истории кроме экстремистской направленности была совершенно противоположная линия. И сейчас в исламе имеется большой потенциал толерантности, умеренности, склонности к компромиссу и диалогу. Но эта сторона почему-то остается в тени".

Член научного совета Московского центра Карнеги А.Малашенко также считает, что у российских мусульман "есть чему поучиться", в частности, их достойному поведению "деле о хиджабе".

Лидер движения "Евразия" Александр Дугин полагает, что снижению антимусульманских настроений могла бы способствовать выработка государством "своей национальной идеи".

Али Полосин считает, что "проблемы исламского экстремизма нет. Есть проблема экстремизма вообще". И не последнюю роль здесь играет социальная обстановка в "мусульманских" регионах, в частности, на Северном Кавказе, где высокий уровень безработицы побуждает многих молодых людей уходить в вооруженные отряды и экстремистские организации. Об этом аспекте СМИ говорят очень мало.

А.Малашенко отмечает, что формированию антиисламских настроений могут способствовать не только СМИ. Например во время военно-исторического представления на Бородинском поле в качестве условного противника была представлена группа людей с повязками на лбу с надписями "Аллах Акбар!", что А.Малашенко расценивает как "разновидность пропаганды".

Комментарий: См. также:
Имам-хатыб московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов в интервью "Новым известиям" также отмечает негативную роль "информационного терроризма" в формировании антимусульманских настроений в обществе: "Приведу лишь один пример. По телевидению несколько раз (и каждый раз после очередного теракта) показывали авторскую программу Аркадия Мамонтова с примечательным названием "Чужие", в которой съемки терактов чередовались с показом молитв, совершаемых в наших мечетях. Возникает иллюзия, что вот эти бандиты и молящиеся - одни и те же люди".