В опубликованной на сайте IslamNews.ru статье "Православный радикализм и будущее России" Виталий Мальков обращает внимание на опасности "экстремизма и терроризма, растущих из глубины православного христианства".
По его словам, кроме социально-экономических проблем, на фоне которых обычно развиваются разного рода радикальные идеи, "православный экстремизм в России обусловлен еще как минимум двумя свойственными только ему причинами. Во-первых, это неблагоприятная демографическая ситуация в стране. Во-вторых, православие как религиозное учение в последнее время неизменно теряет свою привлекательность: многие этнические русские, порвав с православным христианством, переходят в многочисленные протестантские секты, течения неоязыческого толка, принимают ислам, а зачастую и вовсе теряют связь с какой бы то ни было религией. Эти объективные процессы, затрагивающие в первую очередь русское население, в значительной степени способствуют уменьшению социальной базы православия. Все это в конечном итоге создает питательную среду для возрождения и дальнейшего развития экстремистских идей религиозно-националистического толка, выпестованных еще в эпоху колониальных войн и использовавшихся для осуществления тотального контроля над покоренным населением на предмет лишения его права свободно выбирать себе вероисповедание (читай - возвращаться в религию предков), подавления любого инакомыслия, дальнейшего расширения экспансии за пределы географических очагов православия".
Ситуация усугубляется тем, продолжает В. Мальков, что РПЦ МП, озабоченная усилением конкуренции со стороны других религиозных организаций, стремится "компенсировать недостаток идеологической привлекательности административным ресурсом, закрепить доминирующее по сравнению с другими традиционными конфессиями России положение в различных сферах общественно-политической и экономической жизни страны".
По мере того, как "в условиях социально-экономического кризиса, который никак не может преодолеть российское руководство, экстремистская идеология как наиболее простая и понятная для масс, видящая по своему обыкновению корень зла в засилье иноверцев, быстро завладевает умами все большей части православного населения", руководство РПЦ все чаще оказывается в "крайне неприятном положении, при котором оно не решается во всеуслышание осудить экстремистские проявления, дабы не отмежевать от себя значительную часть единоверцев. Более того, временами оно вынуждено заигрывать с экстремистами, закрывать глаза на высказывания, явно несоответствующие толерантному духу официального православия, последовательным сторонником которого является Митрополит Московский и Всея Руси Алексий II, выступающий за мирное сосуществование всех конфессий России".
В. Мальков подчеркивает опасность этой тенденции на фоне все более распространенного отождествления экстремизма с исламом: "...фактически ставя знак равенства между экстремизмом и исламом, в результате чего повсеместно закрываются мусульманские благотворительные учреждения, учебные заведения, запрещается проведение мусульманских молодежных мероприятий (лагерей, встреч и т.д.), чинятся препятствия строительству новых мечетей, запрещается мусульманская классическая литература и пр., власти в то же время не замечают и даже поощряют деятельность конфессий, в которых дела с экстремизмом обстоят не лучше, а зачастую гораздо хуже, чем у мусульман. В случае с православием это можно видеть на примере регулярно проводимых практически на всей территории России "православных военно-патриотических лагерей" для молодежи, действующих под прикрытием церкви" (при этом автор оговаривается: "Было бы неверно полагать, что во всех этих лагерях готовят радикалов, готовых по первому приказу начать "крестовый поход" против инородцев, однако полностью исключить такую возможность... тоже нельзя").
Поэтому, заключает В. Мальков, "российской власти необходимо раз и навсегда отказаться от политики двойных стандартов в подходе к экстремизму. Экстремисты не могут и не должны быть поделены на хороших и плохих, на чеченских и русских, на исламских и христианских. Все они в равной степени опасны для будущего государства. Всем здравомыслящим гражданам России, независимо от национальности и вероисповедания, пора наконец осознать, что экстремизм и демократическая, многонациональная, поликонфессиональная Россия - два взаимоисключающих феномена".