Фильтры

2004

Н.Аширов обеспокоен тем, что органы власти используют борьбу с экстремизмом с целью давления на мусульманские организации
Credo.ru со ссылкой на "Форум 18" сообщил о беспокойстве российской мусульманской общины в связи с усиление контроля над выпускаемой религиозной литературой. Глава Духовного управления мусульман Азиатской части России шейх Нафигулла Аширов уверен, что власти зачастую используют закон "Об экстремизме" как удобный инструмент давления на мусульман. Нередко соперничающие мусульманские организации обвиняют друг друга в распространении религиозной литературы, и правоохранительные органы воспринимают эти обвинения всерьез.
Мукаддас Бибарсов: "Власть должна наконец разрешить вопросы, которые не позволяют Северному Кавказу стать полноценной российской территорией"
Глава ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов на страницах "Независимой газеты" рассуждает о том, каким образом необходимо решать проблемы Северного Кавказа и бороться с экстремизмом и терроризмом.
Диакон Андрей Кураев: "Мир ислама ответственен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность"
Екатеринбургская "Православная газета" публикует статью известного церковного публициста, профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева "Как относиться к исламу после Беслана?". По мнению автора, "исламский мир", несмотря ни на какие заявления мусульманских лидеров, нельзя считать совершенно неповинным в распространении "терроризма от имени ислама": "...телеинъекции на тему "у терроризма нет национальности и религии", каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов взрывают наши самолеты и школы! С этим "политокрректным" тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей... То даосы взорвут самолет... То христиане подорвут кинотеатр... Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов... Но ведь все очевидно не так".
Бывший уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов: "Я всегда придерживался принципа разделения понятий юридического и фактического равенства религий"
Портал-Credo.ru публикует интервью с бывшим уполномоченным по правам человека РФ (в 1998-2004 гг.) Олегом Мироновым, который ответил на несколько вопросов, касающихся проблем взаимоотношений государства с религиозными организациями как в России, так и за ее пределами. Говоря о безусловной необходимости защищать права верующих всех религиозных объединений, О. Миронов, однако, подчеркнул, что считает необходимым в данном случае различать понятия фактического и юридического равенства: "Я всегда придерживался принципа разделения понятий юридического и фактического равенства религий. Перед законом все религиозные объединения равны. Но с точки зрения фактического соотношения, православие имеет явное первенство". Отвечая на вопрос о своем отношении к разделению религий на "традиционные" и "нетрадиционные", О. Миронов заявил, что, по его убеждению, такое разделение - "это прямое нарушение международных стандартов в области свободы совести".
Отклики на статью И.Куницына "Федеральный закон и национальный интерес"
"НГ-Религии" опубликовали отзывы на статью И.Куницына "Федеральный закон и национальный интерес".
Историк Ольга Квирквелия в статье "Смесь страны и нации" отмечает ряд неточностей, возможно, сознательно допущенных автором.
На статью также откликнулись директор Института религии и права Анатолий Пчелинцев и директор Славянского правового центра Владимир Ряховский.
Б. Фаликов о правовых рамках для богохульства
Религиовед Борис Фаликов в статье "Осторожно, коммуналка. Что ждет организаторов выставки в Музее Сахарова?" попытался поставить инцидент в более широкий контекст - исторической ретроспективы общественного отношения к богохульству.
Проблемы ислама в Кабардино-Балкарии
"Кавказский узел" публикует статью Луизы Оразаевой "Кабардино-Балкария: некоторые проблемы в исламе", в которой рассматривается сложившаяся на сегодня в республике религиозная ситуация.
Борис Кнорре: "Религиозная нетрадиционность в России еще совсем не означает смертного приговора для той или иной конфессии, действующей в стране"
Обозреватель "Портала-Credo.ru" Борис Кнорре обращает внимание на то, что в России некоторые "нетрадиционные" религиозные организации действуют относительно свободно: они устраивают различные выставки и благотворительные акции, их зарубежные лидеры не испытывают проблем с получением российской визы, их практически не замечают представители "традиционных" конфессий. Причину такой терпимости Б. Кнорре видит в том, что все эти организации не делают амбициозных заявлений, ведут себя "тихо": "...религиозная нетрадиционность в России еще совсем не означает cмертного приговора для той или иной конфессии, действующей в стране. Следование принципу тише воды, ниже травы оказывается спасительным средством для тех, кто не стремится завоевывать Рим (в данном случае Третий) и готов оставаться на обочине "социального мэйнстрима".
И.Понкин - о необходимости введения статуса "традиционной религиозной организации"
Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин комментирует свою статью в "НГ-Религиях", посвященную возможности законодательного закрепления статуса "традиционной религии". Газета, сообщил автор, не согласовала с ним отредактированный вариант, поэтому первоначальный текст публикуется на сайте "Государство и религия в России".
Статус "традиционной религиозной организации" противоречит Конституции, считает С.Иваненко
"НГ-Религии" опубликовали статью религиоведа Сергея Иваненко, в которой он анализирует возможность и последствия введения законодательного статуса "традиционной религиозной организации". По мнению автора, это стало бы нарушением Конституции Российской Федерации и способствовало бы росту межконфессиональной напряженности.