16 июня 2011 года была опубликована электронная версия статьи главного редактора журнала «Религия и право» Анатолия Пчелинцева и председателя правления гильдии экспертов по религии и праву Инны Загребиной «Образование и мировоззрение эксперта как факторы государственной религиоведческой экспертизы (ГРЭ)».
Авторы статьи предлагают определить законодательно требования к образовательному цензу эксперта-религиоведа и выражают возмущение тем, что в России «в качестве экспертов выступают не только ученые-религиоведы, не прошедшие экспертной аттестации и не имеющие соответствующего сертификата, что, безусловно, не способствует успешному развитию практики проведения ГРЭ, но и нередко случайные люди, не имеющие порой и высшего светского образования».
По их мнению, «безусловно, обязательным является наличие высшего образования у эксперта», «желательной является квалификация, подтвержденная ученой степенью кандидата либо доктора наук в области религиоведения, а также опыт участия эксперта в проведении междисциплинарных исследований», «немаловажен опыт профессиональной деятельности и ее успешность».
По мнению юристов, «эксперт должен быть компетентен в своей предметной сфере, его область компетенции должна быть близка к объекту экспертирования, хотя и не обязана быть точно той, в которой задается вопрос» (например, «целесообразно привлечение специалиста по протестантизму в процессе экспертирования религиозной организации протестантского толка»).
Учитывая, что «от эксперта, принимающего участие в комплексной религиоведческой экспертизе, требуется способность делать выводы в более широком контексте, чем это традиционно принято в научной среде», авторы статьи считают «целесообразным, чтобы эксперт мог пройти соответствующую подготовку, по окончании которой выдавался бы специальный сертификат» (в качестве центров, на базе которых можно осуществлять такую подготовку названы, в частности, Учебно-научный центр изучения религий РГГУ и кафедра религиоведения МГУ).
По мнению А. Пчелинцева и И. Загребиной, «эксперты-религиоведы способны сыграть конструктивную роль, содействуя свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространяя ценности терпимости и взаимоуважения, разъясняя опасность ксенофобии и различных идеологий, проповедующих религиозную неприязнь». Основным принципом, определяющим их работу должен быть принцип толерантности как «принцип правового порядка».