28 сентября 2011 года Regions.ru опубликовал подборку комментариев религиозных деятелей к решению Верховного суда РФ о признании незаконным объявления выходными мусульманских праздников в Башкирии. Собеседники сайта отвечали на вопрос: "Дискриминирует ли, на ваш взгляд, государственное признание религиозных праздников инаковерующих и атеистов?"
Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко считает, что "если видно, что тот или иной закон тормозит развитие общества, значит надо ставить вопрос о его изменении, но нельзя пренебрегать действующими еще законами".
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко) уверен, что "если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать наши, православные". Оговорившись, что не считает ислам истинной верой, о.Сергий заявил, что решение суда "неприемлемо ни с точки зрения демократии, ни с точки зрения толерантности".
Настоятель Михаило-Архангельской церкви Жуковского Московской области священник Алексий Агапов удивлен, что заявитель обратился в суд с таким иском: "Я понимаю, когда тебя заставляют работать в праздник, тем более, в религиозный - это скорбно и печально. Но когда тебе предлагают выходной, а ты отказываешься от отдыха по причине веры в то, что Бога нет, это мне непонятно. Это удивительный случай".
Клирик Храма святителя Николая на Трех Горах священник Димитрий Лиин убежден, что "как таковых религиозных праздников, признанных официальными выходными, у нас в стране вообще нет". Даже в случае с Рождеством, объявленным государственным выходным, "религиозный момент в празднике для большинства нашего народа отсутствует", т.к. "это скорее повод отметить весело зимние каникулы". "А если у нас нет официальных религиозных праздников как таковых, то и о дискриминации говорить не стоит", - говорит священник.
Руководитель аппарата Совета муфтиев России Рушан Аббясов полагает, что если в России есть официальные православные праздники, то могут быть и мусульманские: "Поэтому мусульмане законным путем должны отстаивать свое право на проведение праздников, но, основываясь именно на Конституции, по которой все народы в нашей стране равны между собой".
Генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Шафиг Пшихачев отметил, что в большинстве российских регионов с преобладанием мусульманского населения вопрос с выходными в дни особо чтимых праздников уже решен. И даже если мусульманские праздники объявили бы выходными на федеральном уровне, "вряд ли бы это ущемляло чьи-то права". "Мы, мусульмане, - коренные народы России, мы часть государства и очень активно принимаем участие в его становлении. Мы – такая же часть культуры, как и другие, и всегда себя идентифицировали как россияне", - напомнил он.
Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев считает, что "на региональном уровне субъекты Федерации вполне имеют право на установление своих праздников и выходных дней. Тем более что Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются каждый год в разные дни, поэтому каждый регион вправе выбрать, когда и как долго отмечать – от одного до нескольких дней".
Единственным, кто поддержал решение Верховного суда, оказался заведующий кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского университета Виктор Лега. "Одно дело, если на конкретном предприятии, где работают одни мусульмане, объявить официальными выходными днями праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, - это будет верно решение с точки зрения работодателя. Но навязывать всей республике, я считаю, неправильно", - сказал он.