20 декабря 2013 года в
Общественной палате РФ был представлен проект доклада о состоянии гражданского
общества в 2013 году. Один из подразделов доклада - «Межнациональные отношения и свобода совести».
Авторы доклада отметили, в частности, необходимость реформирования российского антиэкстремистского законодательства.
«Рост экстремистских настроений в обществе отмечается на протяжении ряда лет. Не стал исключением и 2013 год. Закон о противодействии экстремистской деятельности допускает сбои. Бывают случаи, когда под действие этого закона подпадают оппозиционные политики и журналисты, - сказано в тексте. - Между тем, национальный фактор нередко используется политиками, провоцирующими тем самым рост преступлений экстремистской направленности <…> Появляются свидетельства того, что антиэкстремистским законом (ст. 282 УК РФ и Федеральный закон о борьбе с экстремисткой деятельностью) иногда злоупотребляют или же его используют чрезмерно в отношении тех, кто выражает политически неудобные взгляды».
Обратили внимание и на необходимость внести поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях: «Члены Общественной палаты были солидарны в том, что поправки в федеральное законодательство о религиозных организациях давно назрели и призвали депутатов разработать пакет поправок к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Однако, в негативной оценке формулировок, предложенных в законопроекте, инициированном депутатами, сошлись не только светские участники слушаний, но также представители православия, ислама и иудаизма».
Кроме того, в докладе представлены итоги слушаний «Религия, общество, образ жизни - предварительные итоги и перспективы непростой дискуссии» (май 2013 года), показавших, что «россияне приветствуют широкую социальную деятельность Русской православной церкви, исламских и иных религиозных организаций» - в частности, «поддерживают идею передать под управление религиозных организаций часть детских домов и домов престарелых».
Были также затронуты вопросы религиозного образования
священнослужителей («особенную тревогу вызывает подготовка исламского
духовенства в странах арабского мира») и усовершенствования порядка
проверки религиозной литературы на наличие признаков экстремизма (речь идет
главным образом об «исключении из процедуры оценки на предмет
экстремизма древних священных книг традиционных для России религий, а также
других известных в мире религиозных традиций, в частности, индуизма, сикхизма,
синтоизма, конфуцианства»).
В то же время авторы доклада подчеркивают, что «некоторые современные интерпретации древних текстов могут носить экстремистский характер, создаются и распространяются с целью разжигания межрелигиозной, межконфессиональной и межэтнической вражды и в этом случае вполне могут быть запрещены к распространению» - то есть могут и должны изучаться «с привлечением квалифицированных экспертов-религиоведов и представителей религиозных общин». Иначе говоря, неприкосновенным статусом обладают только «священные тексты традиционных для России религий», а «иная религиозная литература, используемая в культовых, молитвенных и личных целях верующими» может стать предметом экспертного анализа.