Новости по теме

В Думе состоялся семинар по вопросам государственно-конфессиональных отношений

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

18 июня в Государственной Думе по инициативе Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций состоялся семинар-совещание председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов и руководителей подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по вопросам государственно-церковных отношений. В работе семинара приняли участие представители 57 российских регионов, депутаты Думы, религиозные лидеры, эксперты.

Открылся семинар докладом Председателя Комитета В.И. Зоркальцева, который начал с того, что подчеркнул значение свободы совести и светскости государства, однако тут же указал на необходимость определенных ограничений свободы совести в соответствии с принципом "духовной безопасности". По его словам, "духовная безопасность - это защита духовной экологии человека. Она совсем иная в России, чем, скажем, в Италии, Франции или Америке. Мы не говорим, что там плохо, а у нас - хорошо. Но мы - другие. Вот эту самость и стараются уничтожить, в том числе и за счет псевдорелигиозной интервенции, в том числе и за счет псевдокультуры, псевдопрогресса, псевдореформ и псевдочеловеческих ценностей. Это страшнее внешней вооруженной агрессии потому, что не мобилизует общество на отпор. Это страшнее еще и потому, что они побуждают общество к социальному суициду, саморазрушению, ломке государственных и общественных структур, резкому ухудшению духовного здоровья народа".

В.И. Зоркальцев вновь выступил с идеей сведения законов о государственно-конфессиональных отношениях в единый кодекс (создать подобный кодекс он предлагал еще в январе, а потом повторил идею в мае).

Религиозная ситуация в России, по его мнению, в последнее время характеризуется следующими тенденциями:

"Во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый "ваххабизм" начинает занимать нишу идеологии политического и социального протеста, особенно для молодежи из малообеспеченных общественных слоев и определенного этнического состава.
Во-вторых, под влиянием работы зарубежных религиозных центров и послабления государства происходит некоторый всплеск деятельности новых религиозных организаций, выдерживавших определенную паузу после принятия Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В-третьих, все актуальнее в обществе насаждается идея о агрессивности и экстремизме в деятельности религиозных организаций. Если, буквально 5 лет назад это относилось в основном к сектам, то теперь с введением в оборот понятия "религиозный экстремизм" делается попытка распространить это определение и на традиционные для России конфессии и религии.
В-четвертых, усиливаются конфликты между христианскими конфессиями. Агрессивность некоторых выходят за пределы дозволенного.
В-пятых, активизируется Русская Православная Церковь, особенно в сфере религиозного образования и просвещения, финансово-имущественных отношений с государством, в законотворческой деятельности, социальном служении".

Говоря о достижениях Комитета за последние три года, В.И. Зоркальцев отметил "поправки в Налоговый кодекс, предоставившие новые льготы для предприятий в собственности религиозных организаций и снявшие часть налогового бремени с физических лиц-жертвователей, закон "О политических партиях", ограничивший возможность появления религиозных партий". Как неудачи он расценил принятие законов "О государственной регистрации юридических лиц" (который создал "громоздкую систему государственных органов: регистрирующих и принимающих решение о регистрации") и "О противодействии религиозному экстремизму" ("бесполезная надстройка над Уголовным кодексом и служащая скорее механизмом устрашения неугодных, чем реальной борьбе с этим злом"). В.И. Зоркальцев также не исключил возможность того, что "через год придется рассмотреть изменения в Закон "О свободе совести", но, по его мнению, "на ближайший год необходим мораторий на законодательные инициативы в этой сфере, чтобы Закон "О свободе совести" не стал заложником выборов".

Глава Комитета коснулся проблемы светскости государства (по его словам, под этим нужно понимать прежде всего "невмешательство религиозных деятелей в политику, в государственное управление", что не противоречит усилению роли религии в жизни общества), высказался за реализацию права граждан на религиозное образование, за "допущение религиозных организаций в армию", за передачу земельных участков религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование, за принятие "специального закона, определяющего государственные принципы защиты общественной нравственности". Отметил необходимость урегулирования в будущем кодексе вопроса об альтернативной системе налогового и пенсионного учета для тех верующих, кто не принимает существующую систему, а также вопроса о выпуске "чистой" пищи для представителей той или иной конфессии (халяль, кошер) и прав священнослужителей на пенсию. Также В.И. Зоркальцев обратил внимание на важность "противодействия агрессивной ксенофобии" и сложности законотворческой деятельности в области социального партнерства государства и религиозных организаций. Он также упомянул проблему положения иностранных миссионеров в России ("здесь необходимо повышать роль межконфессиональных общественных структур на местах, которые бы регулировали эти проблемы в тесном взаимодействии с государственными органами") и высказался за то, чтобы вопрос о возврате церковной собственности решался "не на уровне законодательства, а через исполнительную власть").

Выступивший после В.И Зоркальцева представитель Правительства Андрей Себенцов не поддержал идею о принятии единого кодекса по вопросам государственно-конфессиональных отношений: "Есть некоторое чрезмерное увлечение кодексами, я надеюсь, что эта тема никогда не дорастет до кодекса, иначе это будет противоречить идее отделения церкви от государства". А. Себенцов также высказался против внедрения религиозных организаций в систему государственного образования. Говоря о новой редакции закона "О свободе совести", он отметил, что в комиссию поступили сотни предложений и что "завершился второй проход текста от начала до конца, но окончательного согласия пока не достигнуто".

А. Себенцов допустил возможность передачи религиозным организациям имущества в собственность, но подчеркнул, что это не будет "возврат" собственности. Он также пообещал рассмотреть возможность безвозмездной передачи земельных участков, занятых культовыми зданиями. Кроме того, представитель Правительства указал, что в будущем, видимо, изменится порядок регистрации религиозных организаций. Речь идет об отмене 15-летнего срока деятельности организации как необходимого условия официальной регистрации, чтобы не "терять контроль".

На семинаре выступали и религиозные лидеры. В частности, председатель Конгресса еврейских общин и организаций Зиновий Коган. Он высказался за безусловную регистрацию религиозных объединений: "Все религиозные группы должны регистрироваться без исключения, а все иностранцы должны въезжать по рабочим визам". Говоря о социальном партнерстве, З. Коган заявил, что Церковь может стать "генподрядчиком государства в благотворительности".

Комментарий: См. комментарии "Портала-Credo.ru":
Стабилизация крепчает. На семинаре в Госдуме признали, что религиозная ситуация в стране вполне благополучна. Но как сделать ее еще лучше? // Портал-Credo.ru. 2003. 24 июня.
Ссылки на данную статью [3]