И.о. прокурора Республики Татарстан Владимир Метелин обратился в Верховный суд республики с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений республиканского закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Вступившие в действие 1 июля 2002 Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц" и "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", внесли соответствующие изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", которому стал противоречить аналогичный республиканский закон.
Согласно федеральному законодательству, регистрировать религиозные объединения должно Министерство РФ по налогам и сборам, республиканский закон возлагает эти полномочия на Министерство юстиции Татарстана, то есть, республиканский а не федеральный орган. В.Метелин в своем заявлении отмечает, что федеральный закон провозглашает принцип невмешательства государства в деятельность религиозных объединений, если эта деятельность ему не противоречит. Законодательство Татарстана предусматривает ограничение распространение и деятельности новых вероучений и интересах общественной безопасности.
Порядок регистрации, предусмотренный федеральным и местным законами, не совпадает.
Сложность возникла и по вопросу об органе, на который возложена выдача документа, подтверждающего существование религиозной группы. Согласно республиканскому закону, эти функции выполняют городские и районные администрации. Согласно федеральному закону - органы местного самоуправления, но в том виде, в каком они предполагаются федеральным законодательством, в Татарстане они не существуют. Поэтому требование прокуратуры может привести к тому, что городские и районные администрации перестанут выдавать документы о деятельности объединения, а органы местного самоуправления пока не смогут это делать. Прокуратура нашла на компромисс, предлагая сделать запись о переходности данного положения. Суд, с учетом замечаний сторон, удовлетворил заявление прокурора.