В декабре 2018 года был
опубликован итоговый документ Всероссийского форума «Религия в контексте
политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации»,
состоявшегося 16-17 октября в Общественной палате.
Участники форума дали рекомендации, касающиеся законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения и его применения, антиэкстремистского законодательства, затрагивающего деятельность религиозных организаций, и его применения, а также иные рекомендации, направленные на улучшение ситуации с соблюдением права на свободу совести.
В частности, авторы документа предлагают законодателям внести в закон «О противодействии экстремистской деятельности» поправки, уточняющие понятие пропаганды «религиозного превосходства». Предлагается трактовать ее лишь как «действия или призывы, направленные на умаление прав граждан по причине их принадлежности к определённой религии». Само понятие «экстремистская деятельность» рекомендуется применять к действиям, «связанным исключительно с применением насилия или призывами к его применению». Институт признания материалов экстремистским и внесение их в соответствующий список предлагается из закона исключить.
Участники форума дали рекомендации, касающиеся принятых в рамках «пакета Яровой – Озерова» поправок, ограничивающих миссионерскую деятельность. Предлагается «разграничить миссионерскую деятельность религиозных объединений и распространение гражданами своих личных религиозных убеждений», а также уточнить требования к маркировке религиозной литературы и аудио- и видеоматериалов. Предлагается уточнить и требования к созданию религиозной группы, законодательно определив момент и условия ее создания.
Участники форума также предложили Верховному суду РФ обобщить судебную практику по административным делам, касающимся миссионерской деятельности, непредоставления сведений о религиозных группах и нарушений религиозными объединениями земельного законодательства.
Кроме того, в документе содержится предложение Министерству юстиции РФ создать реестр экспертов-религиоведов для проведения религиоведческой экспертизы, а также предложения, касающиеся повышения квалификации чиновников и сотрудников правоохранительных органов, взаимодействующих с религиозными организациями.
Участники форума дали рекомендации, касающиеся законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения и его применения, антиэкстремистского законодательства, затрагивающего деятельность религиозных организаций, и его применения, а также иные рекомендации, направленные на улучшение ситуации с соблюдением права на свободу совести.
В частности, авторы документа предлагают законодателям внести в закон «О противодействии экстремистской деятельности» поправки, уточняющие понятие пропаганды «религиозного превосходства». Предлагается трактовать ее лишь как «действия или призывы, направленные на умаление прав граждан по причине их принадлежности к определённой религии». Само понятие «экстремистская деятельность» рекомендуется применять к действиям, «связанным исключительно с применением насилия или призывами к его применению». Институт признания материалов экстремистским и внесение их в соответствующий список предлагается из закона исключить.
Участники форума дали рекомендации, касающиеся принятых в рамках «пакета Яровой – Озерова» поправок, ограничивающих миссионерскую деятельность. Предлагается «разграничить миссионерскую деятельность религиозных объединений и распространение гражданами своих личных религиозных убеждений», а также уточнить требования к маркировке религиозной литературы и аудио- и видеоматериалов. Предлагается уточнить и требования к созданию религиозной группы, законодательно определив момент и условия ее создания.
Участники форума также предложили Верховному суду РФ обобщить судебную практику по административным делам, касающимся миссионерской деятельности, непредоставления сведений о религиозных группах и нарушений религиозными объединениями земельного законодательства.
Кроме того, в документе содержится предложение Министерству юстиции РФ создать реестр экспертов-религиоведов для проведения религиоведческой экспертизы, а также предложения, касающиеся повышения квалификации чиновников и сотрудников правоохранительных органов, взаимодействующих с религиозными организациями.