Проанализировав 550 судебных актов, Верховный суд пришел к выводу, что «при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 КоАП РФ, судьи руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. При этом в большинстве случаев судьи привлекают к участию в производстве по делу специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере религиозных отношений, для исследования изображений, текстов и иных материалов», то есть оценил практику в целом положительно.
Далее ВС дал важные разъяснения относительно того, как следует трактовать разные положения этой статьи.
Другой позитивный момент в обзоре: ВС настаивает, что такая мера, как выдворение иностранца по ч.5 ст.5.26, «должна основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении», то есть самого нарушения по ст.5.26 совершенно недостаточно для административного выдворения.
Зато в обзоре говорится, что за распространение литературы с нарушением маркировки к ответственности может быть привлечена только религиозная организация, но не физическое лицо, например, священнослужитель или какое-либо должностное лицо.
При рассмотрении п.2 статьи, касающегося осквернения религиозных объектов, ВС привел пример, в котором гражданин вообще ничего не делал с такими объектами, но лишь изобразил их в искаженном виде, и был за это наказан. Никакого комментария решению местного суда ВС в этом отношении не дал, но лишь подтвердил, что важно установить наличие умысла. При этом в приведенном примере, судя по изложению дела в обзоре, умысел был установлен на распространение этих изображений, но не на осквернение религиозных символов как таковое. Верховный суд явно готов соглашаться с самым расширительным пониманием защиты религиозных символов. Другой приведенный в обзоре пример основан на согласии с тем, что само существование распространенных по всему миру «Будда-баров» оскорбляет чувства верующих, причем эти чувства, заметим, в ст.5.26 КоАП не упоминаются вовсе. Единственным, по сути аргументом является позиция самих верующих, или какой-то их части: «нахождение указанных статуй (Будды) в питейных и развлекательных заведениях недопустимо с точки зрения людей, исповедующих религию буддизм, и оскорбляет их чувства».
ВС привел и оставил без комментариев странный эпизод, в котором было установлено, что религиозная организация не действует по адресу регистрации, и в связи с этим она была наказана за неуказание своего полного наименования. Смысл этого пункта обзора нам совершенно непонятен.
По мнению профессора РАНХиГС Михаила Шахова, в обзоре ВС «не нашли отражения наиболее спорные проблемы толкования и применения норм законодательства, регулирующих миссионерскую деятельность», в частности, «судебная практика, связанная с важнейшим вопросом разграничения миссионерской деятельности и распространения личных религиозных убеждений». Речь идет о случаях, когда суды признавали миссионерской деятельностью распространение гражданином религиозных убеждений «в отсутствие доказательств существования религиозного объединения, участником которого этот гражданин является и в которое якобы пытался вовлечь новых участников».
Шахов полагает, что одной из причин подобных нарушений «является отсутствие в законодательстве формально определенного момента создания религиозной группы». Еще одной причиной является «правовая неопределенность используемых в ФЗ "О свободе совести…" терминов "участник", "член", "последователь" религиозного объединения»: «И вот правоприменитель начинает "корректировать" огрехи законодателя, в результате чего любая проповедь вероучения превращается в миссионерскую деятельность, ибо проповедь направлена на то, чтобы сделать человека последователем этого вероучения. Таким образом правоприменение приходит именно к тому, чего пытались избежать здравомыслящие специалисты в ходе работы над законопроектом "миссионерских поправок" - любое распространение религиозных убеждений признается миссионерской деятельностью, ибо, как сказал КС РФ, она не обязательно должна сопровождаться вовлечением в конкретное религиозное объединение».