Утвержденный правительством план реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на ближайшие четыре года включает в себя ряд мероприятий, в том числе мониторинги, посвященные дискриминации граждан по этническому и религиозному признакам. Ведение мониторинга деятельности религиозных объединений и НКО поручено Минюсту и силовым ведомствам.
20 декабря 2021 года был утвержден План мероприятий по реализации в 2022 – 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
План, в частности, предусматривает ежегодный «Мониторинг обращений граждан о фактах нарушения принципа равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, в том числе при приеме на работу, при замещении должностей при формировании кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях». Исполнителями по этому мониторингу назначены Федеральное агентство по делам национальностей РФ (ФАДН) и Министерство труда и социальной защиты РФ при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Второй мониторинг, за который будет также ответственно ФАДН, будет посвящен отслеживанием публикаций в СМИ о вышеупомянутых нарушениях.
Еще один мониторинг, вести который должны Министерство юстиции, МВД и Генпрокуратура, называется «Мониторинг деятельности общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, обмен информацией о выявлении фактов проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве со стороны указанных объединений, в том числе возможных попыток распространения экстремистской идеологии и литературы».
Примечательно, что в качестве количественных или качественных индикаторов для контроля исполнения мероприятия для всех трех упомянутых мониторингов в плане значится лишь собственно проведение мониторинга. Как отмечает Институт религии и политики, «не исключено, что некая дальнейшая детализация, количественные и качественные показатели могут появиться в приказах и инструкциях в соответствующих ведомствах-исполнителях.
По опыту государственно-религиозного взаимодействия в современной РФ, вероятнее всего направление указанными выше органами запросов как минимум во все централизованные религиозные организации по тематике третьего мониторинга.
С учетом же того, что Минюст реализует полномочия по контролю деятельности религиозных организаций согласно их уставам, принимает решения об их государственной регистрации (или отказе в ней), МВД отслеживает признаки экстремизма, а Генпрокуратура (кроме перечисленного) признает определенные организации нежелательными на территории РФ (что приводит по сути к запрету на их деятельность), то перспективы этого мониторинга видятся весьма широкими».