16 ноября 2022 года Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
К недвижимому имуществу религиозного назначения ВС в соответствии с федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» относит «помещения, здания, строения, сооружения, построенные для осуществления деятельности религиозных организаций, направленной на совместное исповедание и распространение веры».
При этом отмечается, что таким имуществом является имущество, «построенное не только для осуществления основной деятельности религиозных организаций, направленной на совместное исповедание и распространение веры, но и для непосредственного обеспечения данной деятельности».
Авторы обзора подчеркнули, что «для отнесения спорного недвижимого имущества к имуществу религиозного назначения необходимо учитывать цели, для которых осуществлялось его строительство, а не функциональное назначение и вид использования этого имущества в настоящее время. Изменение назначения имущества в процессе его эксплуатации нерелигиозной организацией и использование его в иных целях не влияет на определение имущества как недвижимого имущества религиозного назначения, если судом установлено, что объект построен для осуществления одного из видов деятельности религиозных организаций», предусмотренных законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».
Комментируя этот пункт, адвокат «Славянского правового центра» Сергей Чугунов отметил, что у протестантских конфессий с советского времени не было возможности строить молитвенные дома как здания религиозного назначения, чаще всего они строились как жилые дома или иные сооружения. Поэтому зафиксированный в этом пункте подход судов лишает протестантские организации возможности вернуть такие здания верующим.
ВС также отметил, что религиозным организациям может быть передано «только имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности».
Кроме того, ВС указал, что «отсутствие сведений о постановке на кадастровый учет недвижимого имущества само по себе не является препятствием для рассмотрения заявления религиозной организации и принятия решения о его передаче».